Детектив для меня - главный литературный жанр. С детства.

Детектив это сказка с хэппи-эндом. Сказка для детей и взрослых.

Герой раскрывает тайну, находит истину, восстанавливает справедливость. И все это исключительно силой своего ума.

Что может быть лучше?!

По крайней мере таким его создали основоположники - По, Конан Дойл, Честертон, Кристи, Хэммет, Чандлер...

В истории детектива как в капле воды отразилась общественная эволюция новейшего времени.

После Второй мировой войны классический детектив уверенно вытесняется полицейским (или процессуальным) детективом. И шпионским романом.

Эти два жанра только кажутся разновидностями детектива. На самом деле это подмена.

В полицейском (процессуальном) романе часто нет вообще никакой тайны. Нечего раскрывать. Иногда читатель сразу узнает, кто преступник. Герой сосредоточен на том, чтобы привлечь преступника к уголовной ответственности, соблюдя при этом все противоречивые требования законов и процедур.

В лучших произведениях жанра герой приходит к выводу, что эта задача неразрешима. И добивается восстановления справедливости, явно лежащей где-то за рамками закона, путем прямого нарушения закона.

А в средних образцах жанра герою всегда приходит на помощь "бог из машины" (записи видеокамер, тесты ДНК и т.д.). Которые помогают собрать неопровержимые доказательства для суда.

Еще хуже дело обстоит в шпионском романе. Там главная цель героя - максимально надежно скрыть истину. Разумеется, в интересах спасения человечества. Обычно в роли полномочного представителя всего человечества выступает какой-нибудь серый бюрократ из спецслужб или правительства. Для спасения человечества герой почему-то обязательно должен убить много людей. А также много лгать и совершать различные подлости.

В лучших образцах жанра герой неминуемо нарушает правила и отказывается спасать человечество. А в средних образцах жанра герою всегда удается спасти человечество, завалив все вокруг трупами.

Приходится признать, что детектив сейчас влачит довольно жалкое существование. Казалось бы, обилие качественных детективных сериалов говорит совсем о другом.

Но сериал - это не литература. У кино совсем другие художественные средства. И именно сценарии - самая слабая сторона сериалов.

Потому что хороший детектив нельзя создать, нарушив главный принцип жанра - сказки с хэппи-эндом. Где герой раскрывает тайну, находит истину, восстанавливает справедливость. И все это исключительно силой своего ума.

Государство захватило и монополизировало раскрытие тайн, поиски истины и восстановление справедливости. И вывернуло все это наизнанку.

Поэтому даже Джоан Роулинг не удается возродить классический детектив. Получается в лучшем случае сентиментальный роман.

В обществе, где нет запроса на истину и справедливость, детективу делать нечего. Шерлок Холмс самоубился героином. Безымянный оперативник агентства "Континенталь" устроился в 13-й участок, берет взятки и много пьет. Мисс Марпл повесилась. Пуаро утонул.

Андрей Починков

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены