Часто можно слышать нечто вроде: дескать, зачем вы обсуждаете cancel culture и тому подобные опасности страшных американских леваков, когда вы живете в полицейском государстве, где обыски на завтрак и репрессии на обед? На самом деле это такой частный случай мема "Барнаул, Алтайский край" - дескать, русские не должны обсуждать общемировые темы, а должны обсуждать бусы, добычу слоновой кости и прочие свои туземные проблемы. Однако, когда работница RT рассказывает, как в прогнивших штатах вайнштейнов линчуют, действительно сложно не воскликнуть: "Катя, ау, а про пытки ты поговорить не хочешь?"

Но, тем не менее, вот почему нам следует беспокоиться о кэнселинге. Давайте подумаем, а какие были способы закэнселить человека раньше т.е. добиться остракизма не только в одной социальной группе, а сразу во множестве? Сделать так, чтобы от человека отказалась все: семья, друзья и т.д. и т.п. И первым делом в голову приходит гомосексуальность и другие "девиации" - это одно из немногих обвинений, которым в предшествующую эпоху можно было "отменить" человека. И что же? Этим активно пользовались спецслужбы. Так, например, британского левого политика Тома Дриберга некогда завербовали после секса с советским агентом в туалете гостиницы "Метрополь". Вероятно, на свете не было развитого авторитарного государства, которое бы не пользовалось "девиациями" как средством вербовки и контроля, не подшивало бы папочки с компроматом на нужных людей. И не только авторитарного - американцы тоже не брезговали.

Бюрократические системы соображают медленно - Касьянова "отменяли" адюльтером в 2016 году, когда-то Шендеровича пытались отменять случайным сексом. На это нынче уже всем плевать. Однако это лишь вопрос времени, когда поймут, что работает: обвинения в харассменте, абьюзе и тому подобное. Можно возразить: дескать, гомосексуальность это ничего плохого, а вот абьюз - и правда плохо. Так-то оно так. Однако ситуации могут быть как банально сфабрикованными, так и просто вырванными из контекста. Это было хорошо видно прошлым летом - когда оппозиционные журналисты отменяли друг дружку за абьюз. Там ходили невероятные истории формата "одна баба сказала", которые, при этом, принимались тусовочкой некритично (несмотря на то, что это люди вроде как обученные фактчекингу). Вокруг много обиженных друг на друга людей, которые готовы мстить любым способом - достаточно ли дать им платформу в нужный момент. В общем, прекраснодушные активисты в очередной раз создали инструмент удобный для людей с госресурсами за спиной.

Таким образом, нам следует говорить про кэнселинг т.к. у нас вовсе нет выбора "обсуждать кэнселинг или репрессии". В авторитарном государстве мы неизбежно получим и то, и другое. Обыск на завтрак, репрессии на обед, а на ужин - разоблачения абьюзеров-харассеров во провластных СМИ.

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены