Недавно российские пилотажные группы "Русские Витязи" и "Стрижи" отметили 30-летие. Обе группы были основаны весной 1991 года с разницей в один месяц. Они известны в России и за её пределами яркими выступлениями, плотным строем, фигурами высшего пилотажа, недоступными многим другим самолётам. Без преувеличения, "Витязи" и "Стрижи" входят в число лучших пилотажных коллективов в мире. Однако есть нюансы, не лучшим образом характеризующие положение пилотажников в России.

Стоит понимать, что все пилотажные группы в мире создаются ради шоу, ради картинки, ради красоты. Это дорогое представление на реактивных самолётах, стоимость каждого из которых превышает десятки миллионов долларов, а каждый вылет обходится в десятки тысяч долларов. Пилотажные группы — это вопрос определённого престижа страны, и они есть у многих государств. Сейчас в мире насчитывается более 55 авиационных пилотажных групп. Они выполняют одинаковые функции, но есть много различий в том, что происходит за кулисами этого шоу.

В странах НАТО пилоты, летающие в группах высшего пилотажа, обычно приходят в группу на несколько лет из строевых частей. Для пилотажных групп отбирают лучших пилотов из обычных строевых частей, которых вначале обучают пилотировать самолёт в составе группы в шоу, а потом он выступает вместе с другими такими же коллегами. По прошествии срока пилот возвращается назад в строевую часть. В России состав пилотажных групп постоянный и практически не меняется. С одной стороны, постоянный состав может лучше чувствовать друг друга, с другой стороны, они не несут опыт в строевые части, оставаясь фактически профессиональными шоуменами с уникальной и дорогой лётной подготовкой.

Впрочем, в России утверждается, что российские пилоты групп высшего пилотажа проходят боевую подготовку, выполняют боевые упражнения и вообще летают на полностью боевых самолётах в отличие от остальных пилотажных групп. Дело в том, что все пилотажники в мире используют самолёты того же типа, что стоят на вооружении страны. При этом самолёты пилотажных групп нередко подвергаются изменениям. Как правило, с них снимается часть электроники, отвечающей за боевое применение машины. Самолёты становятся легче и проще в управлении, а дорогая в обслуживании электроника не страдает от больших налётов пилотажников. При этом самолёты можно достаточно быстро вернуть в строй. Так, для американской группы высшего пилотажа "Голубые Ангелы" отмечается, что машины могут быть подготовлены к участию в боевых действиях в течение трёх суток. Для другой знаменитой американской группы "Буревестники" заявляется лишь демонтаж встроенных пушек. Тем временем в России постоянно делают акцент на том, что "мы летаем на полностью боевых истребителях".


"Голубые ангелы", демонстрационная эскадрилья ВМФ, выступает на авиашоу в Чикаго в 2019 году, 16 августа 2019 г.

В России любят устраивать демонстрационные полёты не только на полностью боевых самолётах, но и на новых самолётах. Так, "Русские Витязи" долгое время пролетали на Су-27П и Су-27УБ — машинах, аналогичных тем, что стоят на вооружении. В 2016 году группа пересела на самолёты Су-30СМ, которые пришли в группу полностью новыми. А уже в 2019–20 гг. "Русские Витязи" получили новенькие Су-35С. В итоге, благодаря этой государственной щедрости, у группы сейчас имеются три типа машин, два из которых — совсем новые в полной комплектации.

"Стрижи" пока летают на стареньких Миг-29. Однако уже слышны разговоры, что пилотажная группа скоро пересядет на Миг-35. Конечно, тоже новенькие.

В США подход иной. Там исходят из того, что самолёты пилотажников в первую очередь нужны для визуального шоу и от них нужен характерный внешний вид и способность летать. Поэтому в пилотажные группы попадают старые машины первых серий, послужившие своё в строевых частях. Так, в прошлом году пилотажники из "Голубых Ангелов" получили новые для себя самолёты F/A-18E/F Super Hornet, которые стоят на вооружении уже более двух десятков лет. Всё это время "Голубые Ангелы" летали на предыдущей модификации F/A-18C/D Hornet. Новые Super Hornet у пилотажников по факту являются довольно старыми машинами с большим налётом, которые перед отправкой в группу прошли капремонт и перекраску.


F/A-18E Super Hornet, "Голубые Ангелы", 2021 г.

Похожая ситуация и с "Буревестниками". Эта группа, принадлежащая ВВС США, летает на старых машинах первых серий. Они чаще меняли старые модификации на более свежие, чем их коллеги с флота из "Ангелов", однако новых машин с завода они не получают.

Аналогично ситуация обстоит и с другими пилотажными командами, состоящими из одного самолёта. Самолёты первых серий с частично демонтированным оборудованием. Зритель всё равно не увидит, что внутри.

Стоит отметить, что облегчение пилотажных машин хорошо сказывается на их управляемости. В России хвастаются, что их тяжёлые серийные истребители в составе пилотажных групп находятся в строю на расстоянии полутора метров друг от друга. Это впечатляет, если вы не видели строй "Голубых Ангелов", которые летают на расстоянии десятков сантиметров друг от друга. Американские самолёты, в отличие от российских, не обладают системами управления вектором тяги, повышающими манёвренность, однако у них очень точные системы электродистанционного управления и опытные пилоты. В итоге американские группы высшего пилотажа демонстрируют совершенно запредельное мастерство, когда четвёрка самолётов может выполнять фигуры вроде "бочки" на скорости 700 км/ч и расстоянии менее полуметра друг от друга.


F-16C "Буревестники".

Говоря откровенно, группы высшего пилотажа служат целям пропаганды. Воплощение мощи страны в дорогих машинах, управляемых пилотами экстра-класса. Очень дорогая визитная карточка страны, как для внутренних, так и для внешних целей. Цели везде одинаковые, но, разбираясь в деталях, можно обнаружить различный подход, который неплохо демонстрирует, как устроена система государства за пределами группы высшего пилотажа и в каких странах как расходуются налоги...

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter