Новый выпуск "Уроков истории с Тамарой Эйдельман" посвящен лидерам Белого движения во время Гражданской войны. Через некоторое время запишем и о красных, и о зеленых… А пока что — о белых. Об этих людях — Колчаке, Деникине, Врангеле, написано, снято, рассказано очень много — и очень много разного.

В советское время все было ясно — благородная и прекрасная Красная армия сражалась против мерзких "беляков". Мальчиш-Кибальчиш не сдавался Буржуину, и понятно, кто был хорош, а кто плох. Мерзкие, подлые, гнусные белые, до костей пропитанные алкоголем и кокаином, творили ужасающие жестокости, а красные герои с ними боролись и побеждали.

В эмиграции существовал другой образ, по сути дела выворачивавший наизнанку советский. Здесь прекрасные, восторженные идеалисты, юные офицеры, красавцы и герои, переносили невероятные мучения Ледяного похода и сражались с мерзостными красными комиссарами, с их подозрительно загнутыми крючковатыми носами и звериной жаждой крови…

Увы… В каждом из этих мифов есть своя доля правды и своя доля сказки. Как заметил один историк, и Красная, и Белая армии состояли из небольшого количества идеалистов и огромного количества жестоких циников. И с этим, увы, трудно поспорить.

Можно добавить еще одно — многие идеалисты, отправлявшиеся защищать мечту о мировой революции или сражаться за веру, царя и отечество, — быстро теряли свой идеализм.

Адмирал Колчак, судя по воспоминаниям, всегда был довольно жестоким человеком. А генерал Деникин, похоже, был спокойным и доброжелательным. Вот только и у того, и у другого в армии творились ужасающие вещи, которые они частично одобряли, а частично, может быть, и нет, но были неспособны остановить. Как так получается? Почему Гражданская война так быстро привела ко всеобщему озверению? На это вопрос есть очень много разных ответов и ни одного окончательного.

Хотела бы я, чтобы белые одержали победу? Наверное, да. А с другой стороны, читаешь рассуждения Колчака и с ужасом видишь, как они напоминают высказывания Муссолини. И не случайно, наверное, многие белые офицеры (но, к счастью, не все), оказавшиеся потом в эмиграции, с симпатией относились к фашизму — как к итальянскому, так и к германскому.

Что же это такое? Налево пойдешь, направо пойдешь… "Белые пришли — грабят, красные пришли — грабят"…

Поневоле вспоминаешь старый советский анекдот о том, как человека собираются выслать из СССР и почему-то предлагают выбрать любую страну, а он думает, думает и спрашивает: "А у вас нет другого глобуса?"

Другого глобуса нет. Значит, надо научиться жить на этом…

 

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены