Во времена больших политических перемен и в ожидании грозных социальных потрясений мы, с тревогой вглядываясь в будущее, вольно или невольно обращаемся к историческому опыту. Особый интерес вызывает деятельность признанных мастеров политической работы (или игры, в зависимости от личности политика). Конечно, история никогда не повторяется точно, но нам полезно знать и понимать подходы и методы, применявшиеся теми, у кого получалось решать сложнейшие политические проблемы, несмотря на наличие серьезных препятствий.

Одним из наиболее успешных политиков в современной истории человечества является Бисмарк. Ему удалось многое в довольно сложной политической ситуации. Напомню, что в середине 19-го века, когда Бисмарк начал свою политическую деятельность, цель, которую он поставил, — объединение Германии, казалась недостижимой. Германия тогда была разделена на десятки государств, часть из которых были настроены враждебно по отношению к Пруссии. Более того, они уже были объединены в союз, во главе которого стояла Австрийская империя — старинный враг Пруссии. Кроме того, ряд великих держав — Франция и Россия — были противниками объединения германских земель. А между тем уже в 1871 году Германия под руководством Пруссии объединилась и стала империей.

Как ему это удалось? А вот как. В своей работе Бисмарк, как правило, придерживался важнейших законов и принципов Успешной Политики (УП). Рассмотрим на примерах. Итак, с чего начать большое дело, когда, казалось бы, все против достижения поставленной цели? Начни с решения проблем, которые в любом случае объективно работают на успех, т.е. начни со своей страны, с Пруссии. Логика тут проста и действенна — ты не сможешь объединить других, если в твоей стране бардак. Одной пропаганды в таком деле надолго не хватит. Поэтому он начал с развития экономики. Особое внимание уделялось стратегическим отраслям, они потянули за собой все хозяйство. Активно занимался канцлер и социальной сферой, созданием стабильной политической системы. Таким образом, он действовал в полном соответствии с принципом УП: фокус на решение основных проблем.

При этом Бисмарк не старался переломить жизнь как ему хотелось, он скорее пытался использовать в своих целях уже определившиеся тенденции (правило табунщика). Так, вместо того, чтобы стараться уничтожить социалистические течения или загнать их в подполье, Бисмарк их легализовал и впоследствии непрестанно работал, чтобы взять под контроль социалистическую волну. Так возникла первая в мире социал-демократическая партия, имевшая свою фракцию в парламенте, газеты, профсоюзы и т.д. Все это в комплекте с гибкой социальной политикой и соответствующей пропагандой "государственно-народных" интересов снижало вероятность радикализации социальных движений.

Второй пример. Продвигаясь к цели, необходимо было устранить главное препятствие на пути объединения — Австрийскую империю. При особо благоприятном повороте событий планировалось расчленить владения Габсбургов и присоединить Австрию и Богемию, предоставив Венгрии независимость. И тут лукавая госпожа Политика подготовила Бисмарку первую большую ловушку. Разбить-то Австрию удалось довольно быстро. На высоте оказались и военные, одержавшие решительную победу при Садовой, и дипломаты, обеспечившие международную изоляцию Габсбургов, но затем появились осложнения.

Во-первых, великие державы выступили против раздела Австрийской империи, одной из гарантов Венской системы. Во-вторых, венгерская политическая элита проявила неожиданную сдержанность по вопросу о независимости. На первый взгляд это выглядело нелогично, но тому были серьезные причины. Политические лидеры Венгрии не были уверены, что сумеют удержать под контролем освободительные движения национальных меньшинств, составлявших более половины населения королевства. Революция 1848–1849 годов показала, какие трудности могут ожидать на этом направлении. В-третьих, оказалось, что немцы-австрийцы не горели желанием "воссоединиться". Все это обещало новую большую войну на нескольких направлениях.

Одним словом, планы пришлось приводить в соответствие с политической реальностью (доминанта объективной реальности). И Бисмарк решил: если присоединить Австрию нельзя, то нужно сделать ее союзницей. Такого поворота не ожидали ни враги, ни свои. Император, командование армии, многие общественные деятели требовали "размазать" коварных австрийцев (сколько обид накопилось). Но политик-профессионал Отто бился буквально насмерть, защищая Австрийскую империю, грозя даже самоубийством. Конечно, он делал это не из любви к Габсбургам, а исключительно по политическим соображениям. В отличие от своих оппонентов, среди которых были и весьма неглупые люди, Бисмарк понимал, что, унизив Австрию, он получит врага в тылу, а учитывая предстоящую войну с Францией, это было очень опасно. В конце концов Бисмарк победил (благодаря поддержке своего политического оппонента, принца Фридриха), и процесс объединения Германии пошел дальше.

Но дело было не только в том, что благодаря такому дальновидному ходу Германия вместо врага получила союзника (закон позитивной мультипликации). Умеренное политическое поведение создавало позитивный международный имидж Германии как цивилизованной, предсказуемой, играющей по правилам страны, уважающей мнение других великих держав (береги имидж). Кроме того, это был удар по Франции, точнее, по имиджу императора Наполеона III, действовавшего зачастую агрессивно и непредсказуемо, пытаясь "поимпериалистичить" где только возможно, от Мексики до Кореи. Более того, таким мягким отношением к побежденным Бисмарк ослаблял и сопротивляемость будущего врага — мол, ничего страшного, если и проиграем войну.

Подход Бисмарка раскрывает и его поведение во время Французской революции. Казалось бы, вот шанс добить врага, развернув парижское восстание в полномасштабную гражданскую войну. Но Бисмарк, напротив, оказал содействие властям Франции в подавлении Парижской коммуны. На первый взгляд его действия были нелогичны, а на самом деле они были следствием глубокого анализа ситуации. Во-первых, Отто знал, что революции имеют свойство распространяться. Т.е. кто мог гарантировать, что события в Париже не спровоцируют революционные выступления в самой Германии? Во-вторых, как показал опыт Великой Французской, революция может выдвинуть новых эффективных лидеров и дать дополнительный импульс для борьбы Франции с Германией. Кроме того, поступив таким образом, Бисмарк подтвердил респектабельный международный имидж Германии, война — войной, а правила прежде всего (играй по правилам, просчитывай последствия).

После достижения главной цели Бисмарк не изменил своего отношения к законам УП, проявляя осторожность и дальновидность. Так, с помощью гибкой внешней политики Бисмарк сконструировал совершенную систему международной безопасности, включавшую поддержку дружественных отношений с ведущими державами: Российской империей и Великобританией. При этом он всячески пытался избежать конфронтации с великими державами (как можно меньше врагов, как можно больше друзей). Ядром той системы был союз в составе Германии, Австро-Венгрии, Италии и Румынии.

В той политической конструкции все имело двойной или тройной смысл. Например, если возникнет конфликт с Францией, то Германия может рассчитывать на поддержку Италии, которая имела интересы на Корсике и в Савойе. Если Россия все же вмешается, то против нее можно задействовать Австрию, соперничавшую с Россией на Балканах, и Румынию, которую интересовала Бессарабия. Если же Австрия окажется ненадежной, то можно вспомнить про интерес Италии к Тиролю, а Румынии к Трансильвании. В таких условиях единственный враг — Франция — не имела шансов отомстить за поражение 1871 года, и политическое будущее Германской империи выглядело весьма перспективно (делай все как можно лучше, задействуй все существенные факторы).

Но одну роковую ошибку великий канцлер все-таки допустил. Он недооценил опасность авторитаризма для страны. А ведь Политика давала своему любимцу шанс решить и эту проблему, когда уже умирающий от рака Фридрих III пытался при поддержке своей жены и ряда либеральных политиков сориентировать Германию по пути конституционного развития (по английскому варианту). Бисмарк тогда немало постарался, чтобы это не получилось. Благодаря его решительным действиям почти абсолютная императорская власть досталась непредсказуемому "камикадзе" Вилли, который вскоре отправил своего благодетеля в отставку, а в последующие годы перессорился почти со всеми, подорвал систему международной безопасности, созданную Бисмарком, и вверг страну в разрушительную войну, уничтожившую империю.

В политике даже одна принципиальная ошибка может ликвидировать результаты многолетней кропотливой успешной политической работы. Что уж говорить о ситуации, когда диктатор действует так, как будто никаких правил вообще не существует. Когда сама цель является фатальной для страны, т.к. идет вразрез с основными тенденциями исторического развития цивилизации. С годами последствия принципиальных ошибок, совершенных Путиным, становятся все более очевидными, и уроки политической деятельности Отто фон Бисмарка позволяют нам заглянуть в недалекое будущее другой империи, рашистской, уверено ведомой диктатором-камикадзе к катастрофе.

Юрий Рарог

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter