Жил да был в России человек по имени Иван Тимофеевич Беляев. Он родился в 1875 году, был потомственным военным, служил, Первую мировую войну начал полковником, был ранен, выздоровел, вернулся в строй, участвовал в Брусиловском прорыве, стал генералом.

Тут началась революция. Беляев сражался в белой армии, покинул Россию в 1920 году, вместе с многими белыми частями оказался в Турции, в Галлиполи, где некоторое время войска сохранялись в боевом состоянии в надежде вернуться на родину. Надежда эта не сбылась, люди стали покидать Галлиполийский лагерь и разъезжаться — кто на Балканы, где языки были похожи на русский, кто в Париж, кто в Берлин.

Генерала Беляева судьба занесла сначала в Болгарию, а потом далеко за море — в Аргентину, а потом в Парагвай, где он и прожил много лет. Появление опытного генерала, конечно, было большой удачей для Парагвая — и надо сказать, что в стране эту удачу оценили.

Беляев преподавал в военной школе фортификацию и французский язык, а одновременно выполнял другие важные задания. Беляев (вместе еще с четырьмя десятками русских офицеров) участвовал в войне Парагвая с Боливией и, судя по всему, его вклад в победу Парагвая был ощутимым. Во всяком случае он стал советником президента, почетным гражданином республики и пользовался всеобщим уважением. И уважение это, оказывается, сохранилось через много лет после его смерти.

Еще в детстве Беляев, как и многие другие русские мальчики его времени, много читал про индейцев и переживал за их судьбу. В детстве, по его воспоминаниям, он часто горячо молился о столь милых его сердцу индейцах, а оказавшись в Парагвае, отдал много лет жизни изучению их жизни и защите прав.

Еще в 20-е годы Беляев совершил тринадцать экспедиций в глубину страны, в районы, населенные индейцами. Судя по всему, от него ждали прежде всего составления карт этой местности, но генерал успел заодно изучить здешние языки, культуру, религии, составил словари местных языков, описал быт индейских племен.

Мало того, в тридцатые годы, уже повоевав с Боливией, Беляев стал защищать права индейского населения. Он создал театральную труппу из актеров-индейцев, с которой поставил спектакль об участии индейцев в той самой войне с Боливией. Он возглавил Национальный патронат по делам индейцев и около двадцати лет защищал и помогал своим друзьям. Беляев добился выделения специальной территории для проживания индейцев неподалеку от столицы и признания за ними равных прав с белым населением Парагвая. Беляев был окружен почитанием и уважением индейцев — он получил у них прозвище "Сильная рука" и был признан главой одного из кланов.

Но самое удивительное произошло после его смерти. Беляев скончался в 1957 году и его отпевали по православному обряду. После этого в соответствии с завещанием генерала его тело было передано индейцам, которые похоронили его на своих территориях по индейскому обычаю.

Но и это еще не все. Индейцы племени мака, которые, вроде бы, давно были христианами, признали своего друга и защитника Беляева сыном Бога и братом Иисуса Христа. Ну а так как в Парагвае, так же, как и во многих других местах мира, христианство было тесно переплетено с древними языческими верованиями, то здешние шаманы стали обращаться к духу Беляева за помощью и советами — как они раньше делали при его жизни. Они брали "невидимый телефон" и звонили генералу на пятое небо, где по их представлениям находился его дух.

Как же удивительно складываются человеческие судьбы… Мог ли мальчик, читавший в Петербурге Майн Рида и переживавший за угнетенных индейцев, представить себе, что его тело будет покоиться на возвышении в сельве, а дух — беседовать с шаманами?

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены