В последней заметке "В чем я не согласен с украинским президентом? Про обращение Владимира Зеленского по случаю Дня Крещения Киевской Руси — Украины" Игорь Чубайс повторяет свой тезис, который он и ранее озвучивал неоднократно, что современная Российская Федерация – правопреемник СССР, а не Российской империи и не Российской республики 1917 года, и от этого, якобы, все беды. Российская империя рисуется этим исследователем исключительно в положительных тонах: смертных казней было очень мало, число новых школ в стране неуклонно росло, и так далее и тому подобное.

Я категорически протестую против идеализации царской России по принципу: раз Советы – исчадие зла по определению, то в империи Романовых всё было тишь и благодать, по народному крылатому выражению. Психушки для инакомыслящих в СССР? Вспомним о Чаадаеве, далеко не первой жертве репрессивной психиатрии. А начать можно с Екатерины Великой, которая бросила в застенки нескольких священнослужителей за критику изъятия церковных земель в госсобственность, откуда императрица щедро раздавала их вместе с крепостными своим многочисленным фаворитам и приспешникам. Кстати, это она, когда в казне не было денег, отдала туда все свои колоссальные сбережения, заявив, что сама является собственностью государства. Не с того ли момента надо вести отсчёт началу построения в стране государственного феодализма с переходом в государственный капитализм, который назывался социализмом?

Мне известно письмо одного из украинцев, который был выслан вместе с Петлюрой и другими из Полтавской духовной семинарии в Екатеринодар (ныне - Краснодар) за исполнение песни, которая сейчас является гимном Украины, в стенах этого учебного заведения. Этот украинец, работая на Кубани в должности народного учителя, в письме начальству описал ужасающие условия, в которых приходилось заниматься детям иногородних (документ хранится в краевом архиве). Поэтому, думается, что благостная информация Чубайса о новых школах в Российской империи должна быть скорректирована тем, что, по-видимому, далеко не везде эти школы были надлежащего качества и по уровню подготовки учителей, и по качеству самих строений, и по уровню учебных пособий. Были и очень хорошие, были и очень плохие.

О медицине в царское время. Что-то известно широкой публике из юмористических рассказов Чехова, что-то из его переписки, ведь он был одно время земским врачом. Многие лечебные заведения, для трудящихся, названы Чеховым "больницами для чернорабочих", и он не советовал помещать туда своего брата Николая, который раньше него заболел туберкулёзом. Кстати, в Советском Союзе существовала такая же практика: были медицинские учреждения для всех, то есть для простых людей, и были медицинские учреждения для советской партэлиты, с современным медицинским оборудованием и первоклассным штатом медработников.

Разве в Российской империи было мало смертных казней? Формально это так. Вспомним о петрашевцах, вся вина которых была в том, что они обсуждали вполне безобидные вещи, причем самым крамольным пунктом их повестки были дискуссии по поводу письма Белинского к Гоголю. Ведь не всем из петрашевцев повезло вернуться с каторги, как Достоевскому, были и такие из них, кто умер на каторге от тяжёлых болезней. Да и сам Достоевский получил там тяжелейшую психологическую травму, отсюда его видение мира, которое не могло возникнуть у Тургенева и Льва Толстого.

А вспомним поездку Чехова на Сахалин, который был превращен царизмом в тогдашний большой концлагерь, где в чудовищных условиях содержались политические и уголовные преступники, причём у многих из них был туберкулёз. Чем это был не прототип Архипелага ГУЛАГ?

Говоря о смертных казнях, приходится вспомнить Ленский расстрел, когда царские войска расстреляли несколько сотен рабочих, которые мирно протестовали против тяжёлых условий труда. Это беззаконие осталось безнаказанным. А вспомним об убийстве Распутина группой высокопоставленных заговорщиков. Оставим в стороне оценку личности Распутина, но подчеркнём главное: до суда дело не дошло, убийцы и их покровители остались безнаказанными. Вся обстановка была такова, что великая княгиня Елизавета послала одному из убийц телеграмму с поздравлением по поводу этого "патриотического акта", нисколько не опасаясь о последствиях. И апофеоз отсутствия официальных казней – массовый расстрел участников крестного хода к Зимнему дворцу во главе с попом Гапоном. А ведь по тогдашнему законодательству (я читал свод тогдашних законов) любое нарушение проведения крестного хода являлось тяжким уголовным преступлением, но никто из виновных в массовом расстреле, снизу доверху, не понёс никакого наказания. Внесудебными расстрелами можно назвать и черносотенные погромы, которые зачастую сопровождались стрельбой, как это случилось в Екатеринодаре (документ в бывшем краевом партархиве). Эти погромы проводились с ведома, согласия и зачастую при участии властей, полиции, активистов проправительственных организаций, казаков. И большевики взяли оттуда эту практику массовых расстрелов. Это расстрел из пулеметов под непосредственным руководством Ленина демонстрации в поддержку Учредительного Собрания в Петрограде в начале 1918 г. Это расстрел членов бывшей царской семьи и их окружения в Екатеринбурге. Это расстрел многих известных политических и религиозных деятелей в Александровском саду в Москве во время красного террора. Можно продолжать и продолжать.

Нужно ставить в пример не Российскую империю, уважаемый Игорь Чубайс, а нашу демократическую Российскую республику 1917 г. Февральская революция была совершена женщинами, которым надоела война. Бывшего царя и его семью с их окружением сослали, но не расстреляли. Разрешили провести православный церковный собор по избранию Патриарха, на что были возражения в царские времена. Да, сложности нарастали, вся эта дребедень (терминология Галича) хотела только одного: "Нет, нет, мы хотим сегодня, нет, нет, мы хотим сейчас" (слова из советской песенки), она наслушалась фантастических обещаний (фабрики рабочим, земля крестьянам и так далее, примерно, как в русской народной сказке про Емелю), и понеслось, понеслось, началась Советская власть, из которой, по сути, мы так до сих пор и не выбрались.

Сергей Рябчиков

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены