В России любят вспоминать сказку про Чиполлино и сказочного правителя, который вводит налоги на всё, включая воздух и осадки. В России любят новые налоги и сборы, но искромётнее налога на валежник пока ничего не придумали. Налог на воздух и осадки придумали другие эффективные менеджеры и продвигают его под видом сражения за климат и экологию. Нет, бесспорно, с экологией не всё хорошо, и проблемы с ней ещё будут. Но "глобальное потепление" смахивает на хорошо организованную аферу мирового масштаба. Тем не менее сражение за экологию и климат в исполнении эффективных менеджеров уже в открытую превратилось в сражение за отъём бабла.

Недавно мессия всего прогрессивного Илон Маск получил звание "Человек года" от журнала Time. На церемонии прозвучало много красивых слов:

"Этот человек обладает экстраординарным влиянием на жизнь на планете Земля и в перспективе, возможно, на жизнь за ее пределами. От кризиса изменения климата, который угрожает самому существованию [человека], от проблем неравенства до новых границ возможного – никто не воплощает в себе темы этого года лучше, чем человек 2021 года – Илон Маск. Цель Илона Маска – поселить человека на других планетах. Его SpaceX заявила о себе громче, чем любая другая частная [космическая] компания в мире."

Глупо отрицать незаурядность Маска. Он знаменит отличной энергией, фантазией, способностями презентовать себя. Он очень талантлив, особенно в создании образа борца за всё хорошее. Чтобы верить, что цель Маска – поселить людей на других планетах, нужно быть очень наивным. Человек критично зависит от планеты Земля и за 60 лет освоения космического пространства так и не продвинулся дальше маленьких скорлупок, которые за баснословные деньги способны поддерживать существование нескольких человек на короткий срок. Ярким примером стал недавний рекорд 11 декабря 2021 года: за линией Кармана впервые оказалось аж 19 человек сразу. На несколько минут. 10 человек находилось на МКС, 3 человека на Тяньгун и ещё 6 на борту тоже космического корабля New Shepard, принадлежащего обожаемому американским народом Джеффу Безосу.

Маск и другие эффективные менеджеры, развивающие так называемый "частный космос", бесспорно дали новый толчок космической индустрии. Возвращаемые ступени – это объективное достижение. Но не стоит думать, что они создавались для того, чтобы поселить человека на других планетах. Маск не создаёт технологии для освоения других планет. Маск создаёт Starlink. Группировку из 40.000 небольших спутников, которые должны обеспечивать связь. Маска очень любят представлять как борца за экологию. Борец за экологию Маск занимается тем, что захламляет орбиту малыми спутниками с массой 200-300 кг каждый, которые будут давать интернет везде – в городах, деревнях, лесах, пустынях, океанах. 40.000 спутников, которые надо постоянно обновлять десятками запусков в год тяжёлых ракет-носителей, вместо имеющейся наземной сети – это очень экологично. Если к уже имеющейся сети 4G наземных станций можно подключаться напрямую через мобильный телефон или компактные модемы, то для подключения к спутниковому интернету Маска нужны специальные громоздкие терминалы, которые влезут не в каждую сумку и стоят 500 долларов за комплект сразу и 100 долларов за месячную подписку. Бесспорно, мобильный интернет в пустыне будет удобен экологам, геологам, нефтедобытчикам и другим узким специалистам. Городскому жителю Starlink нужен примерно так же как свисток от Маска за 50 баксов. Устроить массовый переход на Starlink можно только запретами имеющихся сетей высокоскоростной стационарной связи. И всё это, конечно, про экологию. Впрочем, у Starlink есть один абонент, который точно будет пользоваться его возможностями на полную катушку – Пентагон. Россия и Китай в последние десятилетия демонстрируют, что умеют сбивать спутники. Дорогие, многотонные спутники связи, которых на орбите не так много. Дорогими, многотонными ракетами-перехватчиками, которых тоже не так много. А вот снести группировку из 40.000 спутников – это уже задачка с пятью звёздочками.

Кстати, о подписках. Маска любят представлять как реформатора автомобильной отрасли, который вместо вредных двигателей внутреннего сгорания сумел внедрить электромобили в массовое пользование. Революционность достижений Маска может выглядеть убедительно, если вы никогда не слышали про троллейбус. Однако стоит понимать, что определённую революцию в автомобильной отрасли Маск уже совершает. Как было до Маска: вы покупаете автомобиль с подходящей для вас комплектацией и пользуетесь им. К чему идёт сейчас: вы покупаете автомобиль с какой-то комплектацией, а потом постоянно платите подписку за использование возможностей этого автомобиля. Некоторые подписки выглядят адекватно, но большая их часть – это ежемесячная выкачка денег из покупателей.

В современных авто используется большое количество программного обеспечения, которое постоянно обновляется и иногда даже улучшается. Оплата новых пакетов ПО выглядит адекватно. Постоянные работы над системами автопилотов стоят дорого, и требовать за них оплату – нормально. Но борец за экологию Маск не ограничивается такими заработками на фанатах. Масковская Tesla продавала автомобили Model S и Model X с аккумуляторами на 75 кВт/ч. По умолчанию владелец получал ёмкость в 60 и 70 кВт/ч, а увеличить её мог, заплатив ещё 3000 долларов. Tesla Model 3 с двумя моторами и большим запасом хода способна разгоняться с 0 до 97 км/ч за 3,9 секунд, но за это нужно заплатить компании ещё 2000 долларов. Без взноса Tesla будет набирать сотню за 4,4 секунды. Забавная экологичность, когда ресурсы на изготовление аккумулятора, который является самой "грязной" частью машины, расходуются, но покупатель будет просто таскать этот бесполезный балласт, пока не заплатит эффективным вымогателям.

Опыт Маска в автомобильной отрасли уже копируют другие компании. Mercedes с июля 2021 года берёт с пользователей 575 долларов в год за возможность поворачивать задние колёса электроседана EQS не на 4,5 градуса, а на 10. Toyota 9 декабря 2021 года ввела оплату за функцию удалённого запуска двигателя с брелока. Раньше это входило в стандартную комплектацию, теперь нужно платить 80 долларов в год. Функция уже встроена, покупается с комплектацией, не нуждается в обновлениях, но эффективные менеджеры по заветам Маска хотят больше прибыли.

Но не Маском единым, и не только прогрессивными инновациями живёт эффективный менеджмент. Одним из ярких примеров высасывания бабла из всего доступного стала корпорация Boeing. Эта корпорация сделала полёты на самолётах доступными многим людям. Boeing-747, Boeing-737, Boeing-777, Boeing-787 – флагманы мировой авиации, машины, которые меняли отрасль. Увы, но Боингу не хватило самоуважения, чтобы списать Boeing-737 и сделать вместо него новый самолёт, а не пытаться модернизировать в четвёртый раз планер, созданный 60 лет назад. Поколение за поколением компания увеличивала мощность двигателей лайнера. 737MAX был модернизирован так, что ещё более мощные двигатели на взлётных режимах стали разворачивать самолёт носом вверх, увеличивая угол атаки вплоть до угрозы сваливания. Задирание носа решили компенсировать перекладкой стабилизатора на пикирование в автоматическом режиме, для чего была придумана новая система MCAS. Эффективный менеджмент компании не стал никому рассказывать про данную систему, заявляя, что четвёртое поколение стало более эффективным в сравнении с третьим, но при этом управляется точно так же, а пилоты не должны проходить дополнительную подготовку. Во время сертификации самолётов Boeing вообще удалил описание MCAS из руководств по лётной эксплуатации MAX, так что пилоты понятия не имели, чем они управляют.

В конце 2018 года и в начале 2019 года разбились два лайнера 737MAX8: индонезийской авиакомпании Lion Air и эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines. Расследование показало, что в обоих случаях самолёты были уничтожены системой MCAS, которая должна была имитировать поведение машины предыдущего поколения серии 737. За два с лишним года расследования обнаружилось огромное количество эффективного менеджмента. Оказалось, что в электронных системах самолёта имелось большое количество дефектов, приводящих к несогласованной работе отдельных модулей. В гонке с компанией Airbus и за премии топ-менеджмента компания стала резко экономить на тестировании, оказывала давление на сотрудников, чтобы укладываться в крайне сжатые сроки, и убедила регулирующие государственные органы ввести в эксплуатацию самолёты без надлежащих проверок и подготовки пилотов. Позже в американских СМИ писали, что Boeing из бизнеса по производству самолётов переключился на бизнес получения прибыли для акционеров. В угоду прибыли владельцев сокращались зарплаты сотрудников компании, давили на профсоюзы, передавали важные работы на аутсорсинг дешёвым подрядчикам. При проведении расследования обнаружилось, что софт для 737MAX писали индийские программисты за 9 долларов в час. Ярким показателем дел компании стало обнаружение мусора и забытых инструментов в топливных баках новых машин. Пока официально известно только про посторонние предметы в баках гражданских Boeing-737MAX и военных KC-46.

Красноречивым стало наказание виновных в гибели 346 не-американцев и не-европейцев. В октябре 2021 года бывшему главному техническому пилоту компании Boeing Марку Форкнеру были предъявлены обвинения в обмане федеральных регулирующих органов при оценке самолёта. Если вина будет доказана, Форкнеру грозят десятки лет тюрьмы. Ещё был уволен генеральный директор компании Деннис Муйленбург. В 2018 году, через два месяца после падения 737MAX индонезийской авиакомпании Lion Air, Муйленбург получил годовую зарплату 31 млн. долларов. В 2019 году Муйленбург был уволен из компании. Поначалу ему обещали "золотой парашют" около 40 млн. долларов, но впоследствии отказали. Тем не менее, Муйленбург сохранил другие активы (акции и опционы), полученные за время службы компании и акционерам, в размере около 80 млн. долларов.

В России символом эффективного менеджмента остаётся Роскосмос. На днях вышла статья в МК, описывающая будни российского космоса. После прочтения возникает только один вопрос: когда уже советский остов окончательно рассыплется?

Итоги недавней проверки Роскосмоса продемонстрировали, что с 2019 года из 594 госконтрактов стоимостью более триллиона рублей были сорваны сроки по каждому пятому на 316,9 млрд рублей. Ещё по 89 контрактам на 285 млрд рублей были перенесены сроки. На пять лет сорваны сроки по поставке компонентов для ракеты-носителя "Ангара А5". Срываются сроки по поставке для стратегических ракет "Ярс". Проблема Роскосмоса даже не в деньгах – деньги из бюджета выделяются – организация просто разучилась работать.

Всем известно, что Россия отстаёт в электронике. У Роскосмоса отставание в электронике – уже пройденный этап. На повестке дня – проблемы с эпоксидкой для изготовления головных обтекателей ракет. Официальным поставщиком эпоксидной смолы для Роскосмоса является АО "ХИМЭКС Лимитед", которое не имеет технологических возможностей для производства, а занимается перекупкой на стороне. Где берётся эпоксидка – неизвестно, организация предоставила материал уже для 15 обтекателей, но документы о происхождении и качестве смолы отсутствуют. Уже при четырёх пусках ракет происходили повреждения обтекателей с повреждениями части систем грузовых "Прогрессов", но АО "ХИМЭКС Лимитед" остаётся поставщиком бурды неизвестного происхождения. Со спутниками "ГЛОНАСС" проблемы ещё серьёзнее, их производство затруднено из-за прекращения выпуска стальной ленты для изготовления баков хранения и подачи топлива системы коррекции. Внезапно у великой энергетической сверхдержавы проблемы и с топливом. Для пусков ракет-носителей типа "Союз" применяется высококонцентрированный пероксид водорода марки ПВ-85. При этом ПВ-85 является исходным сырьем для производства пероксида водорода марки ПВ-98. Эти компоненты используются в рулевых двигателях ракет семейства "Союз-2" и в двигателях системы спуска с орбиты кораблей "Союз МС". Планируется применять в системе посадки корабля "Орёл". Поставки пероксида водорода для Роскосмоса обеспечиваются немецкой компанией Evonik Resourse Efficiency GmbH. Разрыв с Германией – и Россия остаётся без пилотируемой программы и части ракет-носителей.

Неторопливо идёт работа над будущим Роскосмоса. Вместо ветшающего "Байконура" вот уже который год строится космодром "Восточный". Из предусмотренных к возведению в рамках первой и второй очереди 1192 объектов готово только 205 (17%), в процессе строительства – 488 (41%), по 499 объектам (42%) работы не начаты. 12 лет назад началось создание нового космического корабля "Орёл". Сейчас работа находится на стадии изготовления макетов и опытных изделий. В 2023 году планируется полёт "Орла" в беспилотном режиме, но есть сомнения.

А вот сказать, что в Роскосмосе много воруют, не выйдет. С 2019 года было заведено 60 уголовных дел с суммой ущерба 5 млрд рублей. Вместо уголовно наказуемых дел работники Роскосмоса предпочитают зарабатывать “в белую”, официально. В 2020 году среднемесячная зарплата в госкорпорации составила 430.000 рублей. Причём космонавты, совершающие полёты в космос, получают около 240.000 рублей, а технические специалисты на основных производственных предприятиях получают в среднем от 38 до 117 тысяч рублей. Разнообразные легальные премии для главных работников организации исчисляются миллионами. Не Boeing, конечно, но прибыли Роскосмос тоже не приносит.

Ситуация с эффективными менеджерами сегодня неплохо характеризует задел, оставленный для этих ребят в XX веке. На Западе придумывают абсурдные способы для обогащения, но умудряются создавать новые технологии и изделия. В России в основном допиливают остатки великого совка, который после своей кончины остаётся кормушкой для избранных вот уже четвёртый десяток лет. С Россией всё понятно. Вопрос, на сколько хватит теперь Запада, с его сокращающимся средним классом и требующими социальной справедливости низами.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter