Докатились. Именно так подумала я, когда получила ответ от редактора портала "Ревизор", который обозначен как "информационный портал о культуре в России и за рубежом". В прошлом году я случайно узнала о "Ревизоре" и даже попала на его страницу. Мне предложили опубликовать интервью со мной, как с автором книги. Правда, за это пришлось заплатить приличную сумму. Но меня грамотно убедили (хорошие менеджеры от рекламного отдела) в том, как важна для меня эта публикация (говоря русским современным — меня раскрутили на бабки). И как нужно за неё платить — ведь это рекламный текст!

Но я, человек пишущий, из тех, кто не писать не может... и совсем не обязательно речь о художественных произведениях. Случаются и чисто философские или литературоведческие рассуждения. Поэтому через какое-то время я предложила редакции "Ревизора" статью о цензуре в литературе. Но не о политической цензуре, а цензуре, касающейся эротики в произведениях. Редактор долго думал, жался и мялся, опять намекал про оплату... но текст совсем был не рекламный. И после долгих потуг его всё же опубликовали в разделе "Блоги писателей". И даже пообещали там и далее публиковать мои литературные эссе.

И вот прошло полгода, я "созрела" еще на одну тему. Как мне кажется, очень важную. Статья называлась "Искусство как психиатрия". Из названия понятно, что речь в ней о психоанализе Мастера через призму его произведения — будь то проза, музыка или живопись. Анализ был проведен на примере биографии режиссера и сценариста, автора прозы Натальи Мещаниновой, популярной в современной России своими знаковыми и скандальными произведениями.

И вот получаю ответ от редактора портала. Оказывается, бесплатно публиковать мой текст они не могут, т.к. "это реклама автора (Мещаниновой)". И вообще кто она такая... они не знают. "Мы не благотворительный портал", — читаю приговор.

От первого и до последнего слова ответ вызвал глубокое удивление. Во-первых, статья никак не рекламная. С таким же успехом я могла бы написать этот текст, опираясь на произведения Достоевского. Во-вторых, то, что портал о культуре в лице главного редактора не знает, кто такая Мещанинова, показалось мне просто неприличным. Как минимум литературная среда должна знать её работы, начиная с сериала "Школа", который она снимала с Гай Германикой и который наделал много шума, её сценарной работы фильма "Аритмия", режиссёрской — сериала "Красные браслеты" о детях, обреченных умирать в клинике. Всё это знаковые работы, получившие награды и премии в киноиндустрии. Ну, и, в-третьих, если редактор портала Культуры не знает режиссёра Мещанинову, а она им до сих пор ничего не платила за свою "раскрутку", то и мой текст о ней они публиковать не будут. Можно и четвёртое назвать, пожалуй, самое главное. Какая связь между текстом об искусстве как способе выражения художником его внутреннего Я... и рекламой режиссёра Мещаниновой?

Когда я, удивившись, спросила редактора: "А если бы примером для анализа моей темы я бы взяла "Идиота" Достоевского, вы бы тоже попросили оплатить текст писателя за рекламу его романа?" — редактор ответил: "Я не хочу это обсуждать". Понятно. Обсуждать нечего. Что? Портал о культуре в России не благотворительная организация? Да, он как бы от министерства культуры и образования... или это частная лавочка, собирающая (вернее сказать, сдирающая) деньги со всего, что можно и нельзя? На портале масса информации о культурной жизни, происходящей в России. Неужели все эти артисты, писатели, театры и проч. платят деньги за эту информацию?

В России реально царит дикий капитализм (неужели во всем?). Как говорится, совсем "рамсы попутали". За всё нужно платить. Нет, понимаю, уже привыкла... писатели, эссеисты, публицисты (если они не уровня Шендеровича или Илларионова) давно работают бесплатно. Потому что мы, пишущие, не писать не можем. А написав, хотим поделиться с читателями. Как артисты, готовые выступать перед публикой, не получая гонорар. Но чтобы еще с нас брали деньги "за выход на сцену"...

Татьяна Росс

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter