Поведение депутатов и сенаторов меняется. Людмила Нарусова, которая по поводу вопроса о признании ДНР и ЛНР сказала "Би-би-си" в комментарии, теперь возмущена войной. Вот ее слова "Новой газете":

"Даже человек, далекий от военной профессии, понимает, что за столько суток напряженных боев не может не быть жертв! [Официальный представитель Минобороны РФ Игорь] Конашенков бодро говорит — "у нас нет жертв" (на самом деле МО РФ признает потери, но не дает конкретных цифр — прим. ред.). Дело не только в жертвах. Я сегодня была в Комитете солдатских матерей, который просто завален звонками и письмами матерей, которые утратили связь с детьми, призванными туда. Им нечего терять, они ищут хоть что-то, что дало бы им информацию. Они видели фотографии реальных своих сыновей, и стали связываться, и выяснили, что кто-то в плену, кто-то погиб. Но вопрос о том, чтобы хотя бы тела погибших собрать просто не стоит!

Лично я сегодня звонила в штаб Западного военного округа, пресс-секретарю заместителя Министра обороны, и говорила, почему бы не договориться о коридоре, по которому хотя бы можно вывезти тела? Ведь они лежат не преданные земле, дикие бродячие собаки обгладывают тела, некоторых нельзя идентифицировать, потому что они обгорелые. По каким законам войны это возможно?! Мой папа, который ушел на фронт в 41-м году, говорил, что первое после любого боя — это сбор тел. У меня просто нет сил говорить. Я не отождествляю себя с теми представителями власти, которые выступают за войну. Что они делают, по-моему, сами не знают. Они выполняют приказы, а не думают, что они делают".

Кажется, пока из всех действующих парламентариев это самая яркая антивоенная позиция.

Сейчас российские политики и чиновники делают выбор — или поддержать бойню, или отмолчаться, или четко сказать, что ее осуждаешь. Последних пока явное меньшинство, но через некоторое время (возможно, довольно короткое) именно те, кто сейчас нашел себе в силы осудить войну, будут моральными победителями.

Это же касается и простых людей. Понятно, что у многих сейчас немного помутнился рассудок, да и ТВ работает в режиме сверхинтенсивной пропаганды. Но пройдет сравнительно немного времени, и те люди, которые сегодня приветствуют происходящее в Украине, будут полными моральными банкротами — со всеми вытекающими.

Что касается беспрецедентных по масштабу санкций и кэнселинга целой страны, то, думаю, здесь речь не только о справедливом возмущении всего мира агрессией России против Украины. 

На Западе понимают, что остановить эту войну и предотвратить возможную войну мировую может падение режима Путина. Путин поставил на карту буквально все, в эти дни его режим крайне не стабилен, мы видим явные проявления раскола элит и достаточно массовое недовольство граждан, которое может перерасти в настоящий общественный взрыв. В такой ситуации любая мелочь может стать "последней каплей" — от возмущения футбольных болельщиков, которых лишили любимого зрелища, до злости дочки Путина, которая не сможет где-нибудь расплатиться Apple Pay. "Падающего подтолкни". На Западе видят, что Путин зашатался и толкают его всеми возможными способами, маленькими и большими.

Конечно, больно и неприятно, что это бьет по гражданам России. Остается только надеяться, что полная изоляция такой крупной страны не может продолжаться долго. Но если режим выстоит, да еще и в том или ином виде присоединит Украину (скажем, в виде марионетки), то многие из новых санкций с нами неизбежно надолго.

Кстати, эффекта санкций граждане России в массе еще не ощутили. Товары в магазинах есть, цены не базовые продукты не показывают стремительного роста. По импорту есть кое-какие товарные запасы. Но спустя неделю ситуация может измениться. Осознание произошедшего постепенно накроет россиян.

В Кремле тоже это понимают, поэтому бросают на штурм украинских городов все новые силы, стремясь закончить войну как можно скорее, пока россияне не начали протестовать по-настоящему массово. Потери с обеих сторон в результате будут большими.

Дмитрий Колезев

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены