Экспертиза. Фото: dagsudexpert.ru
  • 02-08-2022 (06:56)

Минюст выпустил методички для экспертов и судов по делам о фейках и дискредитации

update: 02-08-2022 (06:55)

Министерство юстиции РФ подготовило две методички о том, как действовать по новым "спецоперационным" статьям КоАП и УК. Ведомство объясняет следователям, судьям и судебным экспертам, как правильно анализировать высказывания о действиях российских вооруженных сил (ВС), сообщил 2 августа "Коммерсант" со ссылкой на старшего партнера проекта "Сетевые свободы" (оказывает поддержку в делах о свободе выражения мнения) адвоката Станислава Селезнева.

Минюст указал, что "утверждение о факте" относится к статье о "распространении заведомо ложной информации", а негативное "мнение" о действиях армии — к "дискредитации".

Первый документ объясняет, как проводить судебную лингвистическую экспертизу в делах о "публичном распространении заведомо ложной информации" об использовании ВС (ст. 207.3 УК РФ). В нем часто употребляется слово "фейк", хотя в законодательстве нет такого термина. Авторы указывают, что объектом экспертизы является "сообщение", которое может быть исследовано "только с учетом контекста его размещения и коммуникативной ситуации", и подчеркивают: "за пределы специальных знаний эксперта-лингвиста выходят решение вопросов, связанных с установлением заведомо ложной информации, квалификация информации как фейка, выявление признаков фейковой информации, а также проверка информации на соответствие действительности".

"Задачей" экспертизы является "установление способа подачи содержащейся в материале информации".

Смотрите также
НОВОСТИ

Вторая методичка посвящена "комплексной психолого-лингвистической экспертизе" материалов о "публичной дискредитации использования" ВС (ст. 20.3.3 КоАП и ст. 280.3 УК). Здесь объектом экспертизы тоже является "сообщение", однако задача эксперта иная — "установление типа "экстремистского" значения, выраженного в материале".

Минюст предложил три типа экстремистских значений: "дискредитация использования ВС РФ", "дискредитация исполнения органами госвласти своих полномочий в целях защиты интересов РФ и ее граждан" — и "побуждение (в том числе в форме призыва) к воспрепятствованию использования ВС РФ".

В методичке разъясняется, что под "дискредитацией" следует понимать "умышленные действия, направленные на подрыв доверия к органам госвласти, умаление их авторитета". "В материалах должно содержаться обсуждение целей использования ВС России, что является обоснованием их негативной оценки, тем самым должно иметь место побуждение к мнению, то есть убеждение адресата в правильности такой оценки",— говорится в тексте.

Если "информация подается в виде утверждения о фактах и событиях", то это "позволяет правоприменителю установить ее ложность или достоверность", говорится в методичке. Авторы напоминают, что в России уже устоялась судебная практика по вопросам "заведомо ложной информации" об эпидемии COVID-19.

Если окажется, что человек высказал не утверждение, а "мнение" — оно тоже оценивается.

"Мнение о факте использования вооруженных сил или оценка данного факта является признаком другого коммуникативного действия — а именно дискредитации использования вооруженных сил",— утверждают авторы. Де-факто на эксперта возлагается задача расследования, а не помощь следствию.

Методички разработаны "в связи с актуальностью задач, обусловленных применением новых правовых норм законодательства РФ".

"Коммерсант"

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 29-03-2024 (10:07)

В Самаре возбуждено уголовное дело о незаконном отчуждении 165 га парковой земли