Сегодня на оккупированных Россией территориях Украины начинается то, что называют "референдумами". В современном русском языке для обозначения всенародного голосования предпочтительнее слово "референдум", потому что термин "плебисцит" сильно скомпрометировано гитлеровскими аннексиями перед началом Второй мировой войны. Самым ярким примером здесь может служить плебисцит о присоединении Австрии в Рейху. Но он не был ни первым, ни уникальным.
Пропагандистские ссылки на народ и его волю давно служили одним из главных инструментов тиранов и захватчиков.
Первыми в новое время хорошо подготовленные плебисциты начали использовать Бонапарты – как Наполеон I, так и Наполеон III – для утверждения своей диктаторской, а затем и императорской власти во Франции. Успех Бонапартов на этих плебисцитах был обеспечен двумя беспроигрышными факторами: мощнейшей пропагандой и солдатскими ружьями.
Гитлеровские плебисциты были обеспечены этими же факторами, помноженными на технологические достижения XX века.
12 января 1933 года Гитлер организовал свой первый плебисцит – о выходе Германии из ненавистной ему Лиги Наций. 13 января 1935 года был проведён плебисцит о присоединении к Германии Саарской области, находившейся под управлением Лиги Наций. 29 марта 1936 года Гитлер получил всенародное одобрение введения армии в демилитаризованную после Первой мировой войны Рейнскую область. 10 апреля 1938 года в Германии и в Австрии прошёл плебисцит об аншлюсе – аннексии Австрии Рейхом.
Впрочем, в дальнейшем Гитлер уже пренебрегал плебисцитами при захвате территорий: Судетской области и Клайпеды. Плебисциты были всего лишь пропагандистским обоснованием аннексий, нужным только в начальной фазе агрессии, грядущая большая война делала их ненужными.
Сталин, получивший возможность для территориальных захватов по пакту Молотова-Риббентропа, плебисцитов не проводил ни в Восточной Польше, ни в странах Балтии, однако формальное всенародное волеизъявление полагал необходимым. Заключалось это волеизъявление в выборах в законодательные органы власти, которые должны были "восстановить" на захваченных территориях советскую власть и попросить СССР об их аннексии. Оккупационные власти самым пристальным образом следили за этими выборами и явкой на них, поэтому никаких сюрпризов там ждать не приходилось.
С 2014 года, с крымского плебисцита, Путин начал движение по той же дороге, которая должна доказать всенародную поддержку "русского мира" в тех областях, которые больше всех от него и пострадали. Но опыт Гитлера вполне ясно показывает, в какую пропасть эта дорога ведёт.
! Орфография и стилистика автора сохранены