Земли, обитатели которых говорили на разных диалектах немецкого языка, оставались в составе разных государств до XIX века. В середине XIX столетия Пруссия и Австрия соперничали за право стать центрами объединения. Победила Пруссия, и центром Германской империи стал Берлин.
Австрия оказалась за пределами нового государства, и это была не нынешняя небольшая Австрия, а огромная Австро-Венгерская империя, куда входили многочисленные земли Центральной и Южной Европы.
После Первой мировой войны обе империи развалились. Пестрая карта Европы 20-30-х годов состояла из множества государств, возникших на обломках рухнувших империй — Австро-Венгерской, Германской, Российской, Османской. В каждом из них формировалась собственная государственность и собственная идентичность.
Но вот только в Германии в 1933 году пришел к власти Гитлер, которому была совершенно чужда мысль о том, что нация состоит из граждан определенного государства, независимо от этничности, религии и языка. Для него все представители выдуманной "арийской" расы были связаны общностью крови и следовательно, должны были быть объединены на одной земле в один народ под властью одного фюрера.
Когда нацистская пропаганда начала свою бешеную кампанию за "аншлюс" — "включение" Австрии в состав Третьего Рейха, то многим австрийцам это тоже казалось правильным. Кто такие австрийцы? Они кровные братья немцев, один народ, потому что говорят на одном языке, пусть в чем-то и отличающемся, и связаны… все той же "братской" кровью.
В 1934 году австрийские нацисты попытались силой объединить "братские" народы. Во время путча был тяжело ранен австрийский канцлер Дольфус. Дольфус умер от ран, но путч провалился.
Новый канцлер Австрии, Карл фон Шушниг оказался под жесточайшим давлением как со стороны Германии, так и со стороны австрийских сторонников Гитлера. Он продержался больше трех лет, но постоянно был вынужден идти на уступки, и в конце концов — в феврале 1938 года — согласился назначить Артура Зейсс-Инкварта, главу австрийских наци, министром внутренних дел и начальником полиции — передав таким образом в его руки силовые структуры.
Шушниг сделал последнюю попытку и назначил на 13 марта 1938 года плебисцит по вопросу о присоединении к рейху. Честно говоря, не исключаю, что ответ был бы положительным, потому что среди австрийцев, действительно, было много сторонников Гитлера, ну и не будем забывать про возможности, открывшиеся перед Зейссом-Инквартом.
Но в то же время было ясно, что многие австрийцы проголосовали бы против, а этого Гитлер допускать не хотел. Ему было нужно продемонстрировать всеобщую поддержку. В результате немецкие войска стали подтягиваться к границе, Шушнига вынудили уйти в отставку, и его пост занял, конечно же, Зейсс-Инкварт. В ночь на 12 марта немецкие войска вошли в Австрию. Аншлюс произошел.
Что характерно, через несколько недель Гитлер провел свой референдум. Вы может быть, удивитесь, но в Германии за аншлюс проголосовало 99,08% жителей, а в Австрии — 99, 75% — такое вот единство крови. Помимо понятных угроз и военного контроля, на бюллетенях кружочек рядом со словом "да" был в два раза больше кружочка рядом со словом "нет".
Австрия стала частью Рейха, толпы беженцев ринулись в соседние страны, на фронтах Второй мировой войны было убито около 247 тысяч австрийских военных, еще около 30 тысяч мирных жителей погибли во время бомбардировок. Шушниг провел войну в Дахау и Заксенхаузене, правда, в не самых плохих условиях. После войны он уехал в США, а перед смертью вернулся в Австрию, которая к этому времени уже стала отдельной страной и теперь всеми силами старается подчеркнуть свою отделенность от Германии, германской истории и культуры.
Зейсса-Инкварта повесили в Нюрнберге…
Не подумайте, пожалуйста, что я нарушаю закон и что-то с чем-то сравниваю. Просто рассказываю…
*Вынуждены сообщить, что так называемое министерство юстиции РФ считает заслуженного учителя Российской Федерации Тамару Эйдельман иностранным агентом.
! Орфография и стилистика автора сохранены