Евросоюз решил принять новый, девятый по счету, пакет санкций против России. Анонсировали его как “удар по промышленности”, а еще в Брюсселе предупредили, что “лишат Москву ноутбуков и фотоаппаратов”, остановят экспорт. Но насколько это все будет эффективным? Способна ли эта “санкционная боль” быть такой сильной, что заставит Кремль прекратить войну? И какие еще у Запада есть “ресурсы давления”? Ответы на эти вопросы нашел шеф-редактор телеканала FREEДОМ Алексей Мацука в авторской рубрике.

Да, это не преувеличение. В прессе писали, что в этот раз Евросоюз хочет лишить Россию западной электроники и ноутбуков, и это действительно так. В черных списках – “химия”, “электроника” и “программное обеспечение”, которые теоретически могут быть использованы в военных целях. А значит, западные производители вполне серьезно могут отказаться от поставок в Россию и компьютерной техники, и фотокамер. И если компьютерами еще способен обеспечить Китай, то лучшими камерами традиционно славилась Япония, которая обычно дублирует европейские санкции Евросоюза.

Конечно, это просто штрих, ведь такие ограничений войну точно не остановят. А вот что реально может ее усложнить, так это ограничение доступа России к беспилотникам.

“Мы предлагаем запретить прямой экспорт в Россию моторов для дронов, как и экспорт в третьи страны (тот же Иран) которые могут поставлять дроны России”, – говорит глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Еще ударят по персоналиям. В черных списках – две сотни фамилий, среди которых 20 депутатов Госдумы, 22 члена Совета Федерации России, три вице-премьера, три десятка офицеров, ответственных за ракетные обстрелы украинских объектов и инфраструктуры. И даже... дочери и двоюродный брат Рамзана Кадырова – такой себе “европейский привет” в Чечню. Отдельно бьют по банкам” и четырем крупнейшим российским телеканалам.

Много это или мало? Смотря как посмотреть. Да, многочисленным российским чиновникам и зарабатывавшим на близости к Кремлю бизнесменам придется несладко. Но способно ли это выполнить главную цель любых санкций – заставить Москву отказаться от продолжения войны?

Как пишут европейские журналисты – вскрылась довольно показательная тенденция. Есть европейцы, которые не то, чтобы начали “давать заднюю”, однако, заговорили... о необходимости исключений. Так, Германия, Франция, Испания, Италия и Бельгия предложили, чтобы на отдельные страны ЕС могли самостоятельно размораживать заблокированные активы фигурантов санкционных списков. А Венгрия так и вовсе потребовала исключить членов российского правительства из черного списка ЕС. Отсюда и критика.

И если новый пакет только добавит головной боли России, но не станет фактором для перемен в ее политике, то какие еще есть резервы, чтобы война стала для Москвы чересчур дорогой. И какова должна быть эта цена?

Цена войны

“Западные страны не собирались использовать санкции, чтобы заставить Путина отступить и уйти из Украины. Путин считает, что ведет войну за выживание России против ... Запада. Смена режима в Москве также не цель. Санкции против Кубы, Северной Кореи и Сирии показывают, например, что это никогда не работает. И спровоцировать крах российской экономики в венесуэльском стиле также не цель. Это невозможно, когда говорим о большой экономике, как Россия”, – заявил глава группы экономического прогнозирования издательства The Economist Агат Демарэ.

В чем же тогда цель? По мнению Демарэ, это сокращение ресурсов, которые Россия использует в войне против Украины. А, во-вторых, долгосрочное ухудшение состояния российской экономики. С этой точки зрения эффективность санкций признают и в Киеве.

“Если коротко, то санкции работают. Возможно, не в таких масштабах и не с такой скоростью, как мы хотели бы, но работают. И подтверждением тому является остановка целых отраслей экономики в РФ: машиностроение, автомобилестроение – там сокращение производства на 70-80%”, – рассказал заместитель руководителя Офиса президента Ростислав Шурма.

Или вот в Калифорнийском университете в Беркли заявили на днях, что успех санкций надо оценивать относительно того, где Россия могла бы быть, если бы Кремль не начал войну против Украины. Условно, экономика должна была бы расти на 10 процентов в год, сейчас – вместо плюс десяти получаем минус пять процентов. И на фоне развитых стран это выглядит еще контрастнее: если США, Китай, Индия активно развивались, то Россия – в стагнации и уже начала проедать “жировые запасы”, отложенные на “черный день”. И цель – максимально измотать экономику РФ до такой степени, когда она уже физически не сможет поддерживать агрессию.

“Санкции – это не один смертельный удар, который убивает моментально, это смерть через тысячу порезов: там отобрали, там что-то ужали, там что-то не дали сделать. Все эти экономические вещи убивают не мгновенно, а растянуты во времени и дают возможность агрессору подумать над своим поведением и что-то поменять”, – рассказал профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли Юрий Городниченко.

Но в таком случае возникает вопрос: а сколько еще надо времени для того, чтобы средства на войну у Кремля закончились? Россия ведь привыкла к цене в 120-140 долларов за баррель нефти. Сегодня продает “черное золото” максимум по 70, а штаты и ЕС на прошлой неделе установили потолок цены в 60 долларов. Из этого вытекают две новости для Украины: плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что по оценкам Института мировой экономики за счет накопленных резервов (при условии, что Запад будет сохранять санкции), российская экономика может продержаться еще... около двух лет.

“Международный валютный фонд писал в прошлом году, что Россия копила деньги после конфликта 2014 года на востоке Украины и аннексии Крыма и была готова к войне на истощение... Москва потратила годы на формирование военного бюджета. Страна хорошо подготовлена к любому ослаблению экономических связей”, – отметил вице-президент Института мировой экономики в Киле Рольф Лангхаммер.

А хорошая новость тут в том, что оценки экспертов разнятся; и полной ясности на счет “запаса прочности” на самом деле нет. И каждый новый шаг Запада сокращает этот запас прочности.

Тут возникает важный вопрос: а остались ли у Запада дополнительные рычаги?

Санкционный ресурс

Не под запись представитель американской администрации пояснил нам, что США обсуждают еще множество различных ограничений. Их определили, даже эффект просчитан. А вводить не спешат как раз потому, что, как полагают в Вашингтоне, нельзя “вводить в игру” сразу все карты. В Москве должны понимать, всегда есть еще что-то, что могут ввести. Тогда санкции работают не как наказание, а как сдерживающий фактор. Именно этим, допустим, объясняется, что от системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, – ред.) отключили не все российские банки, а только часть. А значит, как считают в Штатах, Кремль все-таки будет воздерживаться от крайних шагов, понимая, что есть еще, что терять.

А вот эксперты говорят, что такой “запас” санкций, которые пока еще не ввели, важен и для Европы. Но по другой причине.

“Например, нет санкций против Газпромбанка. Это показывает, что российский газ был очень важен для Евросоюза, он хотел сохранить каналы финансирования импорта. Россия – большая страна, необходимы финансовые связи в ней, чтобы поддерживать определенный уровень торговли. Например, экспорт российского зерна, газа, металлов важен для мира. Поэтому сейчас сохраняется доступ для некоторых банков из России к SWIFT”, – пояснил глава группы экономического прогнозирования издательства The Economist Агат Демарэ.

Самым мощным вариантом были бы безусловные вторичные санкции, когда бизнесу по всему миру пришлось бы выбирать – торговать с Россией, или с Европой и США. Но здесь может возникнуть новая торговая война с Китаем, который, преследуя собственные интересы, сохраняет коммуникации и торговлю с Москвой. А обострение с Пекином – не в интересах Вашингтона.

Поэтому штаты пошли другим путем. Решили не столько расширять санкции, сколько усилить контроль за их выполнением. Так, The Wall Street Journal пишет о том США даже направляют в иностранные столицы высокопоставленных чиновников, задание которых – делиться конфиденциальными данными о схемах уклонения от санкций, оказывать давление на правительства и компании, которые сопротивляются введению ограничений.

А особо следят, чтобы санкции не обходили российские чиновники и олигархи из близкого окружения Путина. И расчет тут на то, что нынешней российской элите станет жить настолько тяжело, что они начнут лоббировать если не смену кремлевского режима, то хотя бы прекращение войны в Украине.

“У Путина много лет был такой контракт с элитой: лояльность в обмен на коррупцию. А сейчас Путин фактически разорвал этот контракт. Все олигархи, которые теряют яхты, дома, начинают думать, а нужен ли нам Путин?”, – рассуждает профессор экономики и финансов бизнес-школы IE Business School Максим Миронов.

План – и это тот сценарий, который как раз обсуждался в вашингтонских “коридорах власти”, что обеднев, лишившись яхт и вилл на Западе, вхожие в Кремль бизнесмены начнут со всех сторон лоббировать окончание войны. Не потому, что им жалко Украину жалко, а потому, что она разоряет их самих.

Случится ли так?

“В России есть два типа олигархов. Есть олигархи с 1990-х, и мы очень горды, когда вводим санкции против них, отбирая их яхты. Но надо четко сказать: эти люди имеют нулевое влияние на Владимира Путина... Второй тип олигархов России – это очень богатые люди, приближенные к Путину. Но они очень богаты именно потому, что приближены к Путину. Поэтому у них нет рычагов, чтобы давить на него и заставить остановить войну”, – рассказал бывший посол США в Москве Майкл Макфол.

В то же время на американскую администрацию выходили всяческие “посредники” и “переговорщики”. Кто-то, видимо, хочет попытаться сохранить хотя бы остатки капиталов, а кто-то, возможно, готов и говорить о будущем без Путина, который в любом случае не вечен.

Так что санкции продолжатся. Да, где-то будут серьезные ограничения, а где-то технические. Но отменять или смягчать не будут, пока не исчезнет причина, из-за которой их ввели. Те же “крымские санкции”, введенные после аннексии, действуют до сих пор. И, как заверяют в Госдепартаменте США, будут в силе до момента, пока полуостров под контролем России. Так же и с санкциями за войну. Они будут только нарастать, пока война не прекратится.

Алексей Мацука

! Орфография и стилистика автора сохранены