Староста моей студенческой группы по юрфаку Киевского университета напомнил в чате "четвергового" стрима (предусмотрительно не оставив координат) о том, что 1 апреля – день юридического факультета Киевского университета. Что ж, это достойный повод в день смеха вспомнить о самой первой жертве путинского режима – русском праве. Сначала они убили право, потом собственность, а лишь затем – государство. То, что осталось, начало гибридную мировую войну. 
 
По некоторому странному и никем официально не признанному закону обратной исторической последовательности, восстановление (переучреждение) России придется начинать в том же порядке, в котором ее уничтожали. И, если расцвета демократии после практически неизбежной пятой революции я не ожидаю, то для того, чтобы эта революция не закончилась четвертой  русской империей, начинать придется именно с восстановления правопорядка. Это задача относится к числу тех, с которыми "погодить" нельзя.
 
Чуть ранее я писал, что одним из условий, предохраняющих от перерождения революционной диктатуры в реакционную, является формирование власти на основе максимально широкой при имеющихся условиях коалиции и создание механизма коллективного руководства.

Но этого мало. Вторым не менее значимым условием является восстановление права, которое должно начаться буквально в час "X", без откладывания решения этой задачи "на потом". Это подразумевает целый комплекс первоочередных шагов, включая отмену огромного количества неправовых законов, напринимавшихся действующей администрацией  за последние пару десятилетий, но главной безотлагательной мерой должно стать восстановление независимости суда от революционной к тому моменту исполнительной власти. 
 
Поскольку рыба гниет с головы, то и проветривать ее придется с этой же стороны. В первую очередь необходимо будет восстановить независимость высших судов. Полагаю, что их разделение на Верховный и Конституционный на практике себя не оправдало. Оно не предотвратило ни одной конституционной контрреформы и не поставило ни одного серьезного заслона на пути сползания общества в тоталитарную трясину. Поэтому восстановление единого высшего суда, который  сможет формировать новый вектор судебной практики, будет иметь оздоровляющее и стимулирующее значение. Этот орган должен формироваться без участия исполнительной власти (по крайней мере, на первом этапе) парламентом или тем орнаном, который будет его замещать после революции. Присутствие представителей регионов (субъектов федерации) в этом органе – обязательно. 
 
История учит, что независимая судебная власть – это то звено, зацепившись за которое, можно вытащить всю демократическую цепочку. И наоборот, если в демократической цепочке отсутствует это звено, она в этом слабом месте и порвется. Вдохновляющие кадры из Израиля, разорвавшие шаблонные представления о том, как работает демократия в этой стране, являются наглядной иллюстрацией того, как надо бороться за независимость суда. 
 
Ну, а для тех, кому интересны мои общие взгляды на восстановление права в России, Полит.ру весьма кстати вывесило на сайте мою прошлогоднюю лекцию на эту тему:

Владимир Пастухов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены