Инна Курочкина в своем посте приводит очень необходимую мысль из статьи итальянского архитектора Паоло Портогези о том, что в культуре важна Правда.
C одной стороны, мысль вроде бы очевидная, но, подозреваю, нынешним адептам "великой русской культуры", для многих из которых она, как теперь выяснилось, гораздо важнее украинской трагедии, для которых невыносимо, даже нетерпимо осознание того факта, что убиваемые их родиной украинцы ничего знать не хотят об этой культуре и ее "великой миссии", эта мысль покажется откровением.
Между тем правда в культуре, в искусстве — это, на мой взгляд, краеугольное условие. Я не знаю, важнее ли она собственно наличия в художнике таланта, но знаю точно, что самое талантливое, даже гениальное произведение искусства ничего не стоит без правды. Культура как самоцель, искусство ради чистого высокого искусства — не искусство, не культура. — Поделка, эрзац. Талантливая поделка — все равно эрзац. Что угодно: действо, развлекаловка, зрелище, цирк, балаган — но не культура.
Культура и искусство без правды — мертвы.
Тем более культура, в которой нет Правды, не может претендовать на место "великой культуры".
Культура без правды — уже по определению не культура. Культура без правды — это оксюморон. Не может также быть культура с полуправдой, с выборочной правдой, только с той, которая соответствует твоим взглядам. Такая "полукультура" еще более опасна, так как не всегда эту "полуправду" можно различить невооруженным глазом.
Правда в культуре — основополагающее условие. А из нее уже вытекают также необходимые в культуре чувства совестливости, сострадания, сопричастности чужой беде, умение поставить себя на место как человека, которому сейчас плохо, — так и целого народа, против которого развязана война на истребление.
В недавней своей статье о Викторе Шендеровиче и его высказываниях о "всплесках нацизма" в Украине я писал: "Грош цена вашей "великой русской культуре", если она, как минимум добрых два века сеявшая разумное, доброе, вечное, рыдавшая над слезинкой ребенка, — не смогла предотвратить нынешний Апокалипсис, сделав из подавляющего большинства россиян чудовищ!" И еще больших, добавлю, чудовищ из тех деятелей культуры, которые одобряют нынешнюю войну Путина против Украины. И даже тех, которые вроде бы выступают против этой войны, но в свое время "не заметили" истребления трехсот тысяч чеченцев и до сих пор кормят нас Ложью, что в Чечне Россия все делала правильно, наводила конституционный порядок и боролась с мировым терроризмом. А в 2008 году они же ставили на одну доску Путина и Саакашвили, агрессора и жертву — за то, что жертва посмела сопротивляться агрессору.
"Статья Паоло Портогези, — пишет Инна Курочкина, — не переведена на русский, а эта убогая тусовка живет в пределах жалкого русского мира.
И если бы эти варвары прочитали эту работу архитектора Паоло Портогези, они бы все про себя узнали — что в культуре важна Правда. Что нельзя ножницами отрезать то, что им не подходит в их паскудной картине русского мира.
Нельзя отрезать правду про Ичкерию из "культуры русского мира".
Обрыдаться над слезинкой абстрактного ребёнка — и остаться равнодушным к убийству сотен тысяч чеченцев, в том числе десятков тысяч детей — в этом суть и величие великой культуры?
И это не кабинетные теоретизирования — это та страшная реальность, в которой из такой культуры, с вымытой из нее Правдой, произросла сегодняшняя трагедия, сегодняшняя Катастрофа — геноцид Украины.
И вы будете обижаться, а некоторые — не будем показывать пальцем — еще и считать украинцев нацистами за то, что они после всего, что случилось, знать ничего не хотят о вашей "великой культуре"?
P. S. В моей ленте ФБ после публикации этой заметки мне задали вопрос: а как тогда оценивать великую немецкую культуру накануне и во время Второй мировой войны?
Такого рода вопросы наверняка появятся и здесь, как и обида за русскую культуру, которая вроде бы не виновата ни в Путине, ни в том, что он сотворил с россиянами.
Во-первых, это несколько сомнительно, что ни в чем не виновата (почему — попытался объяснить в основном тексте). Но как бы то ни было, мой пост, как и пост Инны Курочкиной, не столько ведь о непосредственно русской культуре — то есть Пушкине, Толстом et cetera — сколько о нынешних её адептах, делающих из неё фетиш, сакральность, великость, отказывающихся понять чувства украинцев, когда во время страшной войны, убийств людей им тычут в лицо великость этой культуры и так далее.
У которых — не будем опять же показывать пальцем — не хватает элементарного такта просто заткнуться и помолчать, пока не закончится этот ужас и не затянутся нанесённые войной раны. Пусть пройдёт столько времени, сколько прошло после Второй мировой, и главное — пусть россияне покаются так, как покаялись немцы — а там пусть украинцы решают, как относиться к русской культуре.
Речь, прежде всего, идет не столько о произведениях классиков, сколько о нынешних культурных деятелях, которые мнят себя достойными продолжателями великой русской культуры, об их писаниях и выступлениях.
И ещё эта имперская спесь — великая рускультура, по сравнению с которой украинская — это что-то незначительное, путающееся под ногами.
Не даёт им их имперская спесь позволить украинцам считать свою украинскую культуру как минимум не менее важной — для них — чем русскую культуру.
Я сам воспитан на русской культуре (большей частью, но не только), сам думаю на русском и пишу на русском — но их имперская культурная спесь, и вообще имперская спесь — отвратительны.