Человек, похожий на главнокомандующего, сегодня открывал вместе с Собяниным участок Московского центрального диаметра наземного метро Раменское-Зеленоград. Либо все присутствующие добросовестно отсидели на карантине две недели, либо в мероприятии принимала участия копия, которой не требуются эти чайные церемонии.

Было заявлено, что наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом. Время в пути по ВСМ между Москвой и Петербургом составит 2 часа 15 минут вместо сегодняшних 4 часов, сказал президент.

Истории высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом уже четвертый десяток лет - первый проект начал разрабатывать Ленгипротранс ещё в 1990 году. Потом было много разных этапов и с 2006 года (уже при Путине) было твердо сказано - ВСМ быть. И потом сказано еще много раз и еще более твёрдо. А момент все никак не наступает.

При этом совершенно непонятно, почему момент наступил именно сейчас. Скорее всего, просто нужно было что-то сказать эдакое, направленное в сияющую даль - ну, вот и сказали. Эту магистраль обещали столько раз, что от еще одного её точно не убудет.

* * *

И еще пару слов о высокоскоростной магистрали. Стоимость ВСМ Москва-Адлер, о которой было сказано главнокомандующим сегодня - порядка 5 трлн. рублей за 5 лет. Если не ошибаюсь, то стоимость СВО в 2023 году оценивается примерно в 10 трлн. рублей. Половины хватит до Адлера, второй половины до Петербурга и Минска.

Если добавить потери от участия в ковидной афере, то и до Новосибирска хватило бы.

Просто приоритеты разные.

* * *

Тема высокоскоростных магистралей — это ключевой фактор связности страны в 21 веке. Для такой протяженной, как Россия, это вообще вопрос целостности. "Транспортная теорема", которую сформулировал Сергей Переслегин, является парадигмой баланса управления с развитием периферийных территорий.

Архаичное вертикальное управление современной России стало тормозом для развития регионов, и отдаленная периферия с гораздо большим интересом рассматривает вопросы взаимодействия с рядом расположенными странами, чем с другими регионами Росии просто в силу расстояний. Пожалуй, только два фактора все еще удерживают страну от центростремительных тенденций в необратимой форме: это появление современных (пускай и отстающих как минимум на поколение) информационных технологий, позволяющих компенсировать усугубляющийся разрыв в качестве принимаемых решений за счет темпа их принятия, а теперь в силу начавшегося СВО и последующей за ним стратегии "осажденной крепости" любые связи даже с нейтральными государствами могут рассматриваться в качестве государственной измены.

Транспортная же теорема говорит о том, что если развитие периферии обгоняет развитие метрополии, центростремительные тенденции и предрасположенность к распаду страны практически неостановимы.

Проще говоря, интернет и военный конфликт сегодня — это две последние скрепы, которые держат страну в целости.

После того, как режим "выйдет из чата" - а единственный вопрос, касающийся его краха — это конкретное время, когда произойдет неизбежное, задача сохранения целостности страны встанет еще острее, так как для преодоления катастрофы новому режиму придется принимать крайне неоднозначные с точки управления решения. И в частности, решать вопрос с переходом к нормальной федерализации страны, существенном урезании полномочий управляющего центра и реальной передаче немалой их части непосредственно регионам. В пределе федерация должна создать условия для перехода к конфедеративному устройству страны, где именно регионы определяют полномочия центра, а не наоборот.

Это в корне противоречит всей практике государственного строительства в России, но только на этом пути можно создать обширное пространство решений для развития страны и народа. Любой повторный заход на путь строительства очередной (в этот раз обязательно правильной) империи приведет страну (причем в очень быстром темпе) в новый катастрофический кризис.

Однако федерализация — это угроза с точки зрения устойчивости и целостности страны, и именно потому, что периферийные регионы объективно начнут тяготеть к обособлению и ориентации на другие страны, особенно в обстановке понятного экономического кризиса, который будет сопровождать переход к новой системе власти и управления.

В такой ситуации любые инфраструктурные проекты (даже в режиме воплощения), связывающие страну в единое пространство будут служить если не гарантией, то существенным фактором, препятствующим тенденции к обособлению. А ВСМ, как современный вариант связности, равно как и развитое воздушное сообщение, являются как раз такими факторами. Не только они, конечно, к таким факторам относятся вообще любые связывающие страну инфраструктурные системы — связь, энергетика в том числе.

Проблема понятна — это колоссальные по ресурсоёмкости задачи. Сегодня ни на один из подобных проектов, каждый из которых в силу тотального разрушения экономики придется создавать почти с нуля (и хорошо, если с нуля — а то и вообще с отрицательных уровней) средств нет, а что есть — поглощается боевыми действиями во все возрастающих объемах. Но решать задачу придется, на кону уже сейчас стоит целостность страны.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены