По данным Росстата, на конец 2022 года в России насчитывалось около 38,8 млн россиян в возрасте 15–36 лет. Самой значимой идей в контексте развития страны для молодежи является социальная справедливость, выяснили исследователи. О ее важности сказал каждый третий опрошенный (33,8%) в возрасте 14–35 лет. Ее достижение видится молодым людям через искоренение коррупции (33,2%), а также соблюдение конституционных прав человека (32,7%; здесь и далее — множественные варианты ответов).
Расширение возможностей для свободного предпринимательства стало важным только для 17,8% молодежи, примерно столько же (17,7%) хотели бы укрепления военного могущества; возрождение национальных ценностей и традиций считают необходимым 11,2%. Идея демократического обновления страны привлекает лишь каждого десятого.
Если говорить о геополитической роли России, в представлении молодежи расстановка приоритетов выглядит следующим образом (один вариант ответа):
- Россия должна быть одной из наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран мира — в пользу этого высказались 47,3% молодежи;
- России не стоит стремиться к глобальным целям — 30,9%;
- России надо вернуть статус супердержавы, как во времена СССР, — 13,3% (для сравнения: в когорте 55–65 лет так думают 34,7% респондентов);
- России надо стать лидером на постсоветском пространстве — 8,5%.
Социологи отмечают у россиян "достаточно ясное" понимание наличия геополитических противников у страны. "Индикаторы, характеризующие восприятие внешних угроз как основных и наиболее опасных, весной 2022 года взлетели вверх сразу на 30–40 п.п. У молодежи значения соответствующих индикаторов возросли сразу в 1,6–1,7 раза (до 73,0% в группе 18–24-летних, 77,5% в группе 25–29-летних и 84,7% в группе 30–35-летних), а у россиян среднего и старшего возраста примерно в 1,9 раза (среднее значение для россиян 36–65 лет составило 87,5%)", — указано в исследовании.
Среди стран, представляющих угрозу для России, на первое место россияне ставят США, следом идет Украина. Такие государства, как Германия, Франция, Италия и другие, если и оцениваются как источники угрозы, то умеренной или сравнительно незначительной, отмечают авторы.
Ученые также выяснили, на что готовы граждане "ради укрепления мощи России и ее суверенитета". 68,1% молодых россиян оказались не готовы или скорее не готовы к каким-либо изменениям образа жизни.
Наибольшую обеспокоенность вызывает потенциальное повышение налоговой нагрузки. Эти опасения свойственны абсолютному большинству респондентов до 35 лет (87%). Более 86% опрошенных заявили, что не готовы пойти на замораживание зарплат и пенсий, а около 69% сказали, что не смирятся с ограничениями на свободное использование интернета. Порядка 55% молодых были не готовы отказаться от товаров, произведенных на Западе (мебели, одежды, компьютеров), а 52% — от использования банковских карт международных платежных систем Visa и Masterсard (сейчас ни Visa, ни Mastercard не работают с россиянами, их карточки, выпущенные в России до начала спецоперации, внутри страны обслуживает НСПК).
Гораздо легче россияне относились к отказу от туристических и деловых поездок в Европу или США (38,4% готовы отказаться, против 35,7%). Отказаться от продуктов питания из стран Запада признают возможным для себя 52% молодых людей (против этого высказались 33,7%), а согласиться с ограничениями на проведение массовых мероприятий и ужесточением контроля за деятельностью СМИ — около 32% опрошенных (против — 33 и 31% соответственно, кто не готов на это).
Социологи отмечают традиционную зависимость настроений от возраста. "В общем и целом умонастроения населения на протяжении по крайней мере последнего десятилетия можно охарактеризовать как умеренно тревожные", — отмечают авторы монографии. Но чем моложе человек, тем более оптимистично он смотрит на будущее.
Так, если среди россиян в возрасте 14–17 лет доля тех, кто считает, что Россия будет развиваться успешно в ближайшие годы, составляет 38,6%, то в возрастной когорте 18–24 года таких уже 31,7%, а в возрастах 30–35 лет — 24%. В более старших возрастах значительно выше доля тех, кто полагает, что страну ждут трудные времена: среди опрошенных 30–35 лет таких 37,6%, в то время как среди 18–24-летних их 32,7%, а среди тех, кому 14–17 лет, — 26,1%.
Начало войны в Украине вызвало новый рост тревожности. "Количество пессимистов, считающих, что в ближайшем будущем страну ожидают тяжелые времена, по сравнению с весной 2021 года значительно увеличилось. Это в полной мере относится и к молодежи. Так, например, среди молодых людей в возрасте 18–24 лет их стало приблизительно в 2,3–2,4 раза больше", — указано в исследовании. Абсолютные показатели опросов по этому пункту в монографии не приводятся.
Численность оптимистов, не утративших веру в то, что Россия все равно будет развиваться успешно, сократилась примерно в 2,5 раза, констатируется в материалах.
Основной причиной негативных настроений среди молодежи в 2022 году стало сокращение возможностей карьерного роста, отмечает заведующий лабораторией социально-экономической психологии Института психологии РАН Тимофей Нестик. И в России, и за рубежом молодые люди, особенно до 25 лет, являются одной из наиболее психологически уязвимых групп населения, в условиях кризисов они особенно подвержены тревожно-депрессивным состояниям, поясняет эксперт.
О возможности экономического роста молодежь придерживается более-менее позитивной точки зрения. Так, среди подростков (14–17 лет) почти каждый третий (31,1%) высказал мнение, что Россия уже вошла в число наиболее развитых экономик мира, а в политическом отношении является демократией. Примерно столько же (31,5%) предположили, что и то и другое произойдет достаточно скоро — в течение 5–10 лет. Ответивших, что этого не будет никогда, среди них сравнительно немного — 15,1%.
Но по мере повышения возраста количество тех, кто либо отодвигает достижение этих статусов на более отдаленную перспективу, либо вообще отрицает возможность их решения, возрастает. Так, среди 30–35-летних каждый пятый (21,7%) уверен, что Россия никогда не станет развитой экономикой, а каждый четвертый (26,8%) — что ей не стать демократией.
Исследователи также предложили молодым людям выбрать из альтернативных пар суждений: "страна нуждается в стабильности" или "стране нужны быстрые кардинальные реформы". В пользу реформ высказалось более половины опрошенных во всех возрастных группах молодежи, при этом наибольшая доля их сторонников была зафиксирована в когорте 18–24. В то же время, выбирая из утверждений "путь России даст в перспективе положительные результаты" и "путь России ведет страну в тупик", молодежь в большинстве своем склоняется к первому (так думают 61,7% подростков и 55,2% респондентов в когорте 30–35 лет).
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter