Телеграм-канал "СерпомПо":
"Очередная трагедия в школе. Теперь в брянской, и с девочкой в роли стрелка. Она пронесла в школу охотничье ружье, застрелила одноклассницу, ранила еще 5 человек и покончила с собой.
Позже установят или придумают версию, почему 14-летняя школьница из благополучной вроде семьи взяла в руки дробовик. Найдут психические отклонения или болезни, как у казанского стрелка Галявиева и керченского — Рослякова. Или выяснят, что причина — неразделенная любовь, месть сопернице, буллинг. Увы, пока ни в одной стране мира не нашли способа предотвращать "колумбайны".
И лишь спикер Володин надумал, как решить проблему: законодательно закрепить определение термина "травля". Сделают это думцы — и скулшутингов больше не будет.
Хотя на деле депутатам стоило бы задуматься, как остановить СВО. Это сильно оздоровило бы психику и взрослых, и детей, особенно живущих в прифронтовой зоне, в той же Брянской области. На конец ноября 2023 года от обстрелов там погибло минимум 15 мирных жителей".
Телеграм-канал Baza:
"Работники гимназии №5 в Брянске сообщили, что рамка металлодетектора не работала из-за установки гирлянды. Но судя по фото, на самом деле она не стояла вообще.
После нападения 14-летней Алины сотрудники гимназии рассказали следователям, что обычно рамка стояла, где положено, но вот 7 декабря ее якобы отключили, потому что в школе вешали гирлянду.
Судя по кадру с камеры видеонаблюдения, в утро нападения рамки у входа не стояло. Поэтому Алина с дробовиком в тубусе прошла беспрепятственно. А гирлянду, кажется, и правда вешали".
Он же:
"Восьмиклассницу, устроившую стрельбу в брянской школе, две недели назад проверяли психологи. Она успешно прошла тест на выявление суицидальных наклонностей и состояние одиночества".
Телеграм-канал "Ботя":
"Что, скорее всего, мы увидим:
1) Новые меры по ужесточению пропускного режима в школах. Рамки, металлоискатели, ещё бюджеты на охрану и досмотры.
2) Новые меры по запрету всего и вся, фильмов, мультиков и клипов, где кто-то в руках держит ружьё.
Чего мы, скорее всего, не увидим:
1) Увеличения штатов школьных психологов, увеличение зарплат работающим уже психологам, которые могли бы на ранних стадиях выявлять конфликтные ситуации в классах и выводить их на решение.
2) Уменьшения нагрузки на школьных учителей, выделение классного руководства в отдельный вид занятости (когда классный руководитель не преподаёт предмет, а занимается только классом-двумя).
3) Решения проблемы социализации детей, которым трудно даётся существование в коллективах, вовлечения их в нормальную жизнь.
4) Решения проблемы со школьными хулиганами и девиантами.
По последним двум проблемам: все родители прекрасно знают, что в классах, как правило, есть 1-2 дегенерата, которые отравляют жизнь всего класса, срывают уроки, устраивают буллинг, вовлекают в это других, менее волевых детей. С такими индивидами нынешняя школа либо ничего не может сделать (нет полномочий просто выставить вон из школы), либо ничего не хочет делать (показатели, разборки с проверяющими органами, себе дороже)".
Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":
"Остается надеяться: что мешало, то и поможет. В случае с проработкой понятия "травля" и закреплением его в законодательстве может помочь "память аквариумной рыбки" у публики. Завтра произойдет что-то, послезавтра — еще что-нибудь, а произошедшее в Брянске будут помнить немногие. И думская инициатива куда-нибудь канет.
Впрочем, не менее глупы и иные предложения: ах, в школах мало психологов, давайте увеличим штат! А ничего, что у нас и вовсе их не было, и живы как-то. Нет, большинство советов и мнений сводятся к одному: у семи нянек дитя без глаза — так пусть же будет двадцать семь нянек! (Итог глупой "заботливости" может быть только один: остается и без второго...)"
Он же:
"А помнится, было время, когда не было закона "18+". И знаете что? Скулшутингов тогда тоже не было. А еще было время, когда на идею поставить в школах рамки для досмотра недоуменно покрутили бы пальцем у виска. (А сейчас вот разорались — ааа, рамки не работали! В СССР они тоже не работали — не было их.) И ведь тоже все было норм. Может, не мудрстовать лукаво, а просто все это вернуть? А заодно кое-что закэнселить — весь этот "театр безопасности". И бюджету было бы полегче, а значит, и учителям зарплаты можно было бы прибавить.
Ну, и, конечно, взялись за охранницу и начальника ЧОПа. Нет, не стали ни умней, ни приличней с той поры, когда судили (потом освободили) начальника Чернобыльской АЭС, и даже радиоспектакли (!) по радио ставили про все про это: мало, мало ему — надо в клетку посадить, по городам возить! (Сам это слышал! Такая она, "гласность" "светлой поры начала перестройки".) Собственно, не поумнели с тех времен, когда при засухе, наводнении или ином стихийном бедствии надо было кого-то принести в жертву. Сейчас это — "стрелочники".
Он же:
"Мне пишут, что фатализм как раз свойственен российскому обществу. Во многом согласен. Да, но есть определенные слои, как правило, не ассоциирующие себя с глубинным народом, которые, судя по всему, фатализм отрицают. Как я писал одному яркому представителю сих слоев во время ковид-истерии, "вы что, в бессмертные записались?". Вот оттуда как раз и звучит, стоит только случиться поводу, очередное "примите ме-ме-меры!". И на это, к сожалению, реагируют.
Хотя те самые слои, изучавшие в вузах "разные там науки" (с), должны бы знать: если взять за 100% родившихся младенцев, то к 18 годам их будет не 100%. Причем мальчишек будет несколько меньше, чем девочек. Так природа захотела!
Но дисциплинарное общество на то и дисциплинарное, чтобы бороться с природой — с предсказуемым результатом, и будет им, разумеется, пшик".
Елена Полоз:
"Вот вам те важные истории, о которых надо проводить уроки. О гуманизме и ценности КАЖДОЙ жизни. Не патриотов надо растить, а человеков. А маленькие человеки лепят себя с родителей. А потом устраивают травлю одноклассника.
Если в стране уже из каждого утюга декларируют, что жизнь человека важна только во имя родины, а сейчас время героев и жертв, то вот — ловите.
Были, конечно, раньше случаи расстрелов в школах. И каждый раз — меры. Проверки. Контроль. И повторение новых случаев. На этом фоне на НВП школьников обещали учить стрелять.
И вот теперь девочки берут оружие...
Опять какие-нибудь умники приплетут сюда новый сериал. Типа, это "киношка провоцирует".
А какой сериал смотрели подростки Казани из 80-х, когда создавали банды?"
Телеграм-канал "Можем объяснить":
"Когда ребенку романтизируют войну, то насилие становится "вау и круто". Бойню в школе могла спровоцировать военная пропаганда
Сегодня в брянской школе №5 устроила стрельбу 14-летняя Алина Афанаскина. Погибли два подростка, включая стрелявшую, пятеро ранены. На случившуюся трагедию могла повлиять тотальная пропаганда войны и буллинг в школах, считают психологи, с которыми поговорил "МО".
— "Мы видим, как война влияет на взрослых, а у ребенка мозг только созревает", — говорит Александра Иванова, клинический психолог проекта Without Prejudice. По ее словам, основная причина скулшутинга — это особенности детской психики: нестабильность, восприимчивость, а также особенности отношений с родителями, отсутствие внимания к проблемам ребенка.
"Когда ребенку толкают патриотическую х#йню, романтизируют войну и показывают, что насилие — это "вау и круто", тогда оно и становится "вау и круто", — заключает Иванова.
— "Скулшутинг — это расширенный суицид. Человек, который пришел в школу убивать, не планирует оставаться в живых. Он дошел до такой точки, когда не видит выхода из тупика, в котором оказался. И когда у него есть те, кого он считает за это ответственными", — добавляет Юрий Лапшин, психолог международной школы Le Sallay Academy и бывший руководитель психологической службы московской 57-й школы.
"Если насильственные действия оправданы пропагандой, то такой дискурс становится более приемлемым. Возвращается много людей с войны, которые несут эту войну с собой. В школы приходят ветераны, вагнеровцы, бывшие зэки. Которые из глубины своей травмы начинают что-то рассказывать. Конечно, это влияет на детей", — продолжает Лапшин.
— Программы по предотвращению буллинга в российских школах малоэффективны, говорят психологи. "[Для профилактики буллинга] должно быть доверие, сотрудничество, развитые каналы обратной связи. А мы пытаемся бороться с буллингом в системе, которая построена на давлении", — считает Лапшин".
Егор Ершов:
"Не знаю, что там послужило истинной причиной трагедии в Брянске, но то, что партии противников вооружения народа и Доброго Советского Телевизора точно этим воспользуются, очевидно".
Михаил Пожарский:
"Удивительное дело, террористическое движение "Колумбайн" у нас давно запретили, а скулшутинги все равно продолжаются. Самое время пересмотреть мое видео о скулшутингах, там оказывается уже за полмиллиона просмотров перевалило.
А сегодня у нас статистически редкий случай — барышня! В восьмом классе брянской гимназии успела застрелить одну одноклассницу и ранить еще нескольких. Впрочем, в мировой практике случай не такой уж редкий. По крайней мере, по американской статистике, у них 17% девушек. Один из первых скулшутингов в истории США — это Бренда Спенсер, в 79-м году высадившая 30 пуль по школьникам из карабина, подаренного ей отцом на шестнадцатилетие (старая добрая Америка!), а затем заявившая полиции: "Я просто не люблю понедельники" (что разошлось на песни и мемы). Ей, кстати, в прошлом году в пятый раз отказали в условно-досрочном. В общем, гендерное равенство в сфере скулшутингов еще не достигнуто, но прогресс есть. Однако в РФ это, кажется, первый случай скулшутерши женского пола и гендера. Если не считать кейса 19-летней Полины Дворкиной, которая в позапрошлом году сначала застрелила отца, а затем пришла в детсад с целью поубивать там всех мальчиков (не вышло, ее обезоружили).
Сейчас пойдут привычные разговоры о причинах. С одной стороны, начнут требовать больше запретов и ужесточений, больше охраны и школьных КПП. Уже взялись за отца, у которого стрелявшая взяла ружье 16-го калибра. А правильно ли он его хранил? Но держу в курсе, что типичный оружейный сейф, положенный по закону, сделан из тонкого металла. При желании его можно расковырять ломом. Серьезные сейфы стоят серьезных денег. А ружье "Бекас-3", судя по объявлениям, стоило ~15 тыс. И едва ли кто-то будет покупать сейф дороже того, что там должно храниться.
Со школьными КПП аналогично. Обеспечить качественной охраной все школы в стране — идея утопичная и нереализуемая, обреченная быть "театром безопасности", на котором пиарятся депутаты. И даже если представить, что декоративные металлодетекторы всюду вдруг заработают, то стоит помнить: шутинг — это обычно дело не спонтанное, а тщательно подготовленное. Не всегда удается все, что готовят (стрелки из того самого Колумбайна, например, планировали взорвать школу, но не вышло), учесть наличие охраны — это вроде бы самое очевидное. Полностью запретить оружие тоже не выйдет, но если вообразить, что выйдет — смотрим пример Японии, где безумные хикканы и сараримены с ножами наперевес выносят по десятку людей за раз.
С другой стороны, снова разговоры про травлю и психологов. Школам нужно больше психологов! По одному на школу — это мало. Нужно по психологу на класс. А лучше к каждому ученику приставить по психологу.
В общем, дети учатся, а вся страна при них психологами да охранниками работает. И вот это как раз то, о чем я говорил тогда на видео.
Травля (по крайней мере, сама по себе) никак не объясняет этот феномен, равно как и нет таких психологических проблем, которые бы прочно ассоциировались со скулшутерами. Зато что, похоже, имеет отношение к проблеме — это атомизация, распад социальных связей и прочие особенности развитого общества. Вообще шутинг — это скорее форма самоубийства. Многие в итоге убивают и себя. И сегодняшняя барышня тоже застрелилась.
Поэтому вопрос "как предотвратить шутинги?" — это частный случай вопроса "как предотвратить суициды?". Ответ — особо никак. Увы, здесь нет никаких однозначных и тем более быстрых рецептов. Хотя наши депутаты, конечно, найдут..."
Павел Пряников:
"На самом деле российские психологи имеют хорошо наработанные методики купирования буллинга в школах на ранних стадиях. Но образовательное начальство слабо к ним прислушивается.
В конце ноября 2023 года психологи проводили семинар по школьному буллингу в Российской академии образования. Вот некоторые выводы их исследования:
— Была установлена значимая отрицательная корреляционная связь между школьным климатом и агрессивностью школьников, буллингом. Иначе говоря, чем хуже был школьный климат, тем выше — уровень агрессивности.
— Одним из интересных пунктов является "у учителей хорошие контакты между собой, многие дружат". Иными словами, в структуру школьного климата входят не только отношения учащихся между собой, учителей с учащимися, но и, по оценкам самих учащихся, позитивные отношения учителей между собой, которые являются важным маркером.
— Был обнаружен парадокс: оказалось, что учителя с более высокой категорией, а следовательно, с бóльшим стажем работы, хуже замечают акты буллинга (и физического, и вербального), чем менее опытные учителя".
Кирилл Шулика:
"После происшествия в Брянской области, где ученица в школу пришла с ружьем, убила одного человека и себя, еще пятерых ранила, наверняка что-то запретят. Может, "Слово пацана", может еще что. В России на ЧП реакция одна — запреты, а универсальный инструмент решения проблем — Уголовный кодекс.
И вот очень важно понимать, что как раз эта реакция тоже может быть причиной ЧП. Детей обложили в школе всем от НВП до "Разговоров о важном", там же их учат обращаться с оружием в рамках курса НВП, а надо ведь учить выживать в современном полном конфликтов мире. Именно выживать... И не получать психологические травмы, да и физические тоже. Но тут мало внесения поправок в Уголовный кодекс".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter