Национальная безопасность — ключевая задача для России, страны, так щедро наделенной территорией и природными ресурсами. В центре нашей военной стратегии, таким образом, — обеспечение способности реагировать на внешние, внутренние и приграничные угрозы XXI в.

В последнее время очевидной стала устойчивая тенденция, указывающая на расширение масштабов применения военной силы, во многом из-за возникновения новых угроз национальной безопасности. Главнейшая из них — вмешательство во внутренние дела России иностранных государств — либо напрямую, либо через структуры ими поддерживаемые, — а также попытки некоторых стран, коалиций и экстремистских террористических организаций разработать оружие массового поражения либо получить к нему доступ. Мы также должны быть готовы к возможности насильственных действий против конституционного порядка в некоторых постсоветских государствах и нестабильности на границах, которая может последовать в результате. Необходимо пристально следить за контрабандой оружия и наркотиков и иной преступной деятельностью на границах.

Ни одна из этих угроз нисколько не ослабевает. Всем известно, что в случаях, когда речь идет о предотвращении войн и конфликтов, Россия всегда выступает за политические, дипломатические, экономические и иные невоенные меры. Но поддержание высокой обороноспособности, безусловно, в наших национальных интересах.

Главной задачей наших вооруженных сил является предотвращение обычной или ядерной агрессии против России. Отсюда наша приверженность принципу превентивности. Под превентивностью мы понимаем не только способность наносить удары по террористическим группировкам, но и другие меры, направленные на предотвращение угрозы задолго до того, как возникает необходимость ей противостоять. Это руководящий принцип глубокой и масштабной модернизации наших Вооруженных сил. Реальный уровень боеготовности и эффективности зависит от того, насколько успешной будет эта модернизация.

Россия не стремится к будущей войне. Война никогда не случается по выбору. Сейчас за границами нашей страны нет конфликтов или споров, которые можно было бы рассматривать как прямую военную угрозу. Но игнорировать будущее безответственно. Мы должны видеть на несколько ходов вперед на всех уровнях, от военного планирования до стратегического представления о будущем военных конфликтов. Мы должны учитывать действие так называемого “фактора неопределенности”, а также высокий уровень существующих угроз. Под неопределенностью мы подразумеваем политический или военно-политический конфликт либо процесс, который потенциально может представлять прямую угрозу безопасности России или изменить геополитическую реальность в регионе российских стратегических интересов. Нашей главной заботой является внутренняя ситуация в некоторых странах, входящих в Содружество Независимых Государств — клуб республик бывшего СССР, — и прилегающих к ним регионах.

Какими должны быть современные Вооруженные силы? Лучшим выбором для себя мы считаем мобильные силы, где военно-воздушный и, возможно, космический компонент будет решающим фактором успеха. Очевидно и то, что победителем в будущей войне станет тот, кто сможет формировать интегрированную разведывательную картину в режиме реального времени и оперативно корректировать планы по применению военной силы в соответствии с быстро меняющейся обстановкой. Другими словами, России нужна армия, готовая иметь дело с любым мыслимым вооруженным конфликтом, предотвратить любую агрессию или силовую игру, направленную против нас и наших союзников. Мы понимаем, что для решения всех проблем, связанных с модернизацией Вооруженных сил, нужно время. В настоящее время разрабатывается План строительства Вооруженных сил на 2006-2010 гг., но главные приоритеты очевидны уже сейчас.

Первый — это поддержание и развитие сил стратегического сдерживания, минимально достаточных для гарантированного отражения нынешних и будущих военных угроз. В конце прошлого года мы развернули новый стратегический ракетный полк, вооруженный системами подземного базирования “Тополь-М” (SS-27). В этом году появится больше мобильных систем “Тополь-М” (SS-X-27), не имеющих сегодня аналогов в мире, а в течение нескольких лет — Проект 955 “Борей” — стратегическая атомная подводная лодка “Юрий Долгорукий”, вооруженная баллистическими ракетами подводного запуска “Булава-30” (SS-NX-30). И это лишь верхняя часть списка. Нет необходимости говорить, что они не направлены на какую-либо конкретную цель. Мы всегда выполняли и будем выполнять свои обязательства, включая обязательства по договорам и соглашениям с США, касающиеся сокращений и ограничений стратегических наступательных вооружений, которые предусматривают сокращение нашего ядерного запаса до 1700-2200 боеголовок.

В то же время Россия не намерена отказываться от ядерного оружия, которое остается ключевым фактором сдерживания и важнейшим инструментом защиты наших национальных интересов и достижения определенных политических целей.

Второй приоритет — это развитие обычных военных сил — подразделений быстрого реагирования в армии, ВВС, ВМФ и Воздушно-десантных войсках, сформированных из профессиональных военных, которые составят костяк подразделений, выполняющих конкретные боевые задачи. Их возможности будут усилены военно-транспортной авиацией. Этим объясняется необходимость перевооружения, новые военные закупки, поддержка научных исследований и разработок и оптимизация национальной военной промышленности, призванная установить баланс между вооружением российской армии и возможностью экспортировать оружие в страны, против которых не введены санкции ООН.

Третьим приоритетом является развитие боевой подготовки. В российских Вооруженных силах количество масштабных учений в прошедшем году превысило 50. Самыми важными были тактические учения на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, Китае и Индии, давшие нашей армии возможность взаимодействовать с армиями других стран в ходе учебных антитеррористических и миротворческих операций. Мы и дальше будем проводить совместные учения со странами, заинтересованными в глобальной стабильности, включая партнеров из Североатлантического альянса, Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества. Мы также готовы участвовать в миротворческих операциях под эгидой ООН или СНГ.

Мы не бряцаем оружием. Политические и военные лидеры России считают применение силы крайней мерой, к которой следует прибегать лишь тогда, когда все другие каналы наглухо закрыты. Сотрудничество с международными структурами помогает добиваться внешнеполитических целей, хотя, к сожалению, не дает абсолютных гарантий безопасности. Чтобы иметь такие гарантии, государству нужна эффективная военная сила. Россия заслуживает армии XXI в., армии, способной видеть будущее и одновременно продолжать славные военные традиции. (WSJ, 11.01.2006)

На русском языке статья опубликована в газете "Ведомости" от 11 января 2006 года.