Железная дорога Салехард — Игарка должна была соединить Енисей с Обью 1200 километрами полотна. Так называемая Трансполярная магистраль пролегала через незаселенные края вдоль полярного круга. Строительство велось в 1947-1953 гг. по прямому приказу Сталина. В качестве основной рабочей силы были использованы, как и в большинстве тогдашних больших строек Советского Союза, заключенные ГУЛАГа. О смысле строительства ведутся споры и по сей день. Упоминают необходимость соединить область норильских богатых месторождений с остальной Россией или послевоенные планы по соединению США и Советского Союза железной дорогой через Сибирь и Чукотку. Строительство велось в спешке. Исследование местности было начато одновременно со строительством, окончательный проект железной дороги был готов в 1952 году, то есть к тому моменту, когда уже было проложено более половины пути. До 1953 года удалось построить более 900 километров одноколейной железной дороги, однако движение по ней так никогда и не началось. Менее чем через три месяца после смерти Сталина, 26 мая 1953 года, руководство Советского Союза приняло решение о ее ликвидации. В отличие от остальных "великих строек социализма", железная дорога Салехард — Игарка осталась навсегда заброшенной. Из-за большой удаленности этих районов и спешки, с которой проводилась ликвидация, до сегодняшнего дня сохранились остатки магистрали и прилегающих к ней лагерей в том же состоянии, в каком они были покинуты. Железная дорога получила название "мертвая дорога".