На Чистопрудном бульваре почти каждый дом в начале ноября украсили железной доской "Выборы-2005". Не иначе как позаботились власти о том, чтобы партии не портили облик города своей предвыборной агитацией. Вскоре чистенькие доски запестрели "открытыми лицами" и бурой (за время кампании, правда, она побелела) шерстью одной очень известной партии. А стены домов, фонарные столбы и эскалаторы в метро все также заклеены стикерами и плакатиками всех тех, кого власти не посчитали нужным допустить до мест централизованной агитации.

В целом же предвыборной агитации в эту кампанию получилось как-то совсем немного. Если не считать "Единой России", заляпавшей собой все, и рекламы самых выборов, редко когда встретишь на улице в бело-голубом мареве "Яблоко" или "Родину". Под самый финал кампании активизировалась новороженная "Народная воля" Сергея Бабурина (аккурат после того, как некоторая часть "родинцев" на пресс-конференции в Домжуре отвалилась от Рогозина). Правда непривычный электоральный глаз путает "Волю" то с КПРФ, то с "Родиной". В метро иногда встречаются Белых с Явлинским (они за свободу и справедливость), иногда - "Партия жизни", еще реже коммунисты, у которых, если верить их листовкам, средний возраст трех кандидатов (видимо, примерно как средняя температура по больнице) составляет 20 с лишним лет. Есть еще рекламные щиты "Российской демократической партии" и ЛДПР, синие, где нет ничего, кроме огромного названия партии. Впрочем, что у них есть еще, кроме названия?

Основные фронты межпартийной борьбы пролегли по московским улицам: старушки-колобки и студентки у метро в разноцветных жилетках с партийной символикой, снабжающие граждан буклетиками с партийными программами, газетами с новостями и кроссвордами, календариками и стикерами. "Свеженькая?" - поинтересовалась бабушка у ярко-синей агитаторши "Единой России". "Свежая, свежая, - довольно улыбнулась та, протягивая толстенький номерок "Столицы единой России", напечатанный на хорошей, плотной бумаге, - и кроссворд есть". Бабушка довольно засунула в авоську улыбающихся на первой полосе Лужкова и Святенко и нырнула в метро.

"Родина" тоже не осталась в долгу перед избирателем: пока на Рогозина не обиделся Мосгорсуд, распространяли буклеты с рассказами о страшной угрозе нелегальных мигрантов, потом, когда он все же обиделся и пообещал снять с выборов, - газеты с комиксами про медведей и анекдотами, про "Дон-Строй", который платит "медведям" за то, чтобы на плакатах рисовали их дома.

Это хотя бы забавно. Потому газету "За Родину" читали. А вот листовки "Объединенных демократов" увидеть можно было в основном валяющимися на полу в метро. "Зачем ты мусоришь, подними, убери за собой", - увещевала на улице женщина какого-то юношу, который взял у агитатора буклетик "Яблока", проглядел и кинул тут же, в вестибюле "Чистых прудов". "А мне до урны донести противно", - зло ответил тот. Но "Яблоко" не сдается, - его агитаторы, люди с тонкой и возвышенной душой, решили агитировать в стихах: "Прошло бы "Яблоко"! Нам в лица..." или "...и вот уже пятнадцать лет нам ищет в рай земной билет".

Не менее интенсивной была и стикерная война, которую в основном проводили оппозиционные силы. Тут уж каждый показал свой талант как мог: "Яблоко" призывало остановить кровавый милицейский беспредел, ОГФ - "Единую Россию", "Родина", по своей традиции, нелегальных мигрантов, а противники Говорухина ласково напоминали, что "медведи" питаются не хлебом единым, у них еще масло есть и икра, красная и черная. Под самый конец к оппозиции подтянулась и "Единая Россия": в городе появились стикеры с намеком на антиагитацию: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". Намекали, скорее всего, на "Родину", чье участие в выборах находится в руках Верховного суда.

Но основные свои таланты медвежья партия вложила в изощренное нарушение закона, которое с каждым днем становится все сильнее и сильнее. В центре в одном из переулков на лобовом стекле лежат маленькие кусочки бумаги, вырванные из школьных тетрадок, где детской рукой, цветными карандашами написано: "Лужков + Святенко = любовь". Кто уж как смог: где ошибки, где буква корявой получилась, где листок порвался - подобные недочеты только добавляют трогательности. Машины, на которые положили это детское творчество, стоят рядом со школой. Видать, на уроке рисования детей заставляли, чтобы родители потом посмотрели, умилились и проголосовали. Не знаю уж, кто, увидев такое, на выборы пойдет, а мне так просто страшно стало.

Работников столичных РЭУ заставляют расклеивать агитационные материалы "Единой России" и срывать, в свою очередь, плакаты и листовки всех остальных кандидатов. "А что вы думаете, нам самим охота здесь бесплатно ходить на морозе эти рожи клеить? Все в клею, руки, одежда. А что делать? Мы в общежитии бесплатно живем," - жаловались работницы одного из столичных РЭУ, которых пугают выселением из общежития, если они откажутся исправно снабжать светлым ликом кандидат - депутата Игоря Антонова свой район. В различных районах Москвы в школах проводятся родительские собрания, на которых собравшиеся призывают голосовать за кандидатов от "Единой России". В Останкинском районе агитацию за "единороссов" обнаружили прямо в здании Территориальной избирательной комиссии. В "Седьмом континенте" мне вместе с чеком кассирша, стесняясь, выдала календарик с портретом Лужкова и кандидата от нашего округа Семенникова. "Возьмите вот, - шепнула она, - нас попросили раздать". А на гостинице "Россия" тем временем висит плакат партии во всю стену. Финансирование из фонда, говорите. Ну, не виноватые они, что у них фонд немножко (совсем чуть-чуть) совпадает с государственной казной.

Наглое бесстрашие, с которым "медведи" следуют принципу борова Снежка из романа Оруэлла "все звери равны, но некоторые равнее других", не может не поражать. Делать-то что? Вы знаете?..

Вера Холмогорова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter