"Знаете, почему среди христиан мало хороших проповедников? Потому что скучно объяснять очевидные вещи". Эта цитата из хорошей книги Дмитрия Быкова "ЖД" вспоминается мне до отвращения часто. Очевидные вещи действительно скучно объяснять. Но я в очередной раз попробую. Не судите строго.

Вы знаете, как в средневековой культуре, на полотнах старых мастеров (Босх здесь ярчайший пример) принято было изображать отчаяние? Многострадальный Иов? Нищий пьяница? "Враги сожгли родную хату"?

Вовсе нет.

Отчаяние изображалось в виде молодой женщины, сидящей на свинье и смотрящейся в зеркало. Свинья – символ обжорства. Зеркало – символ тщеславия. Если человеку негде более искать смысла своего существования, нежели в земном и бренном; если все радости жизни свелись для него к удовлетворению самых низменных своих страстей – значит, этот человек впал в отчаяние. Ему неведома радость вдохновения, благодать бескорыстной помощи ближнему, счастье нравственного поступка и все прочее, что позволяет человеку называть себя человеком, а не биологическим организмом.

Отчаявшийся в первую очередь несчастен, его следует пожалеть и утешить. Марио Крейс, впрочем, выражается куда жестче: "Мой пессимизм, опирающийся на опыт, заставляет меня сомневаться в существовании души у человека, занятого исключительно получением удовольствия и своей выгодой".

Автор вовсе не "увлекся поповщиной". К духовной сфере относится, по сути, все надрациональное. То, что позволяет простому жителю Москвы сочувствовать жертвам теракта в Беслане. То, из-за чего некоторые из нас способны поехать на другой конец города, чтобы поддержать борьбу против уплотнительной застройки. То, что заставляет весьма состоятельных людей бороться за социальную справедливость. То, благодаря чему оценки "хорошо - плохо" не являются дублем оценок "выгодно – не выгодно".

И никто не виноват, что слово "духовность" так девальвировалось за последние десятилетия. Тем не менее, это именно духовность. Мораль. Ответственность. Желание защитить униженного. Отказ от равнодушия, то есть пробуждение души наперекор отчаянию, страстно нашептывающему "сиди дома и не рыпайся, будешь умным и пригожим, твоя хата с краю, и главное – набить полезной тыквой этой хаты подпол". Чистая метафизика, между прочим, на которой и держится всякая правовая система.

Почему слабых обижать нехорошо? Почему грабить и убивать людей нельзя, если очень хочется? Потому что закон запрещает. Но нарушение закона или принятие закона несправедливого – в первую очередь, грех, скотство, деградация, бунт против человеческого достоинства, данного Богом или природой, как хотите. И только потом уже все остальное. Справедливые законы есть ограничения, удерживающие человечество от вырождения. Не позволяющие ему впасть в отчаяние, итог которого – война всех против всех, где каждый сам за себя и человек человеку волк.

При современном диктате чистого рацио, всячески поддерживаемого официальной церковью, имеющей с этого рацио свой неоспоримый доход, люди, разбудившие в себе духовное начало первоначально объявлялись опасными для общества смутьянами, то есть "экстремистами". Но технология эта себя уже не оправдывает. Что же это за общественный порядок, если призыв к соблюдению закона и восстановлению справедливости способен его нарушить? И власть нашла выход. Самый легкий из всех возможных. Отныне людей, не желающих сводить свою жизнь к поиску жратвы и повода для самолюбования, принято объявлять сумасшедшими. Благодарить же за это следует пресловутых реформаторов 90-х годов и мощную группу их идеологической поддержки.

А что вы хотели, уважаемые "либералы"? Напуганные призраком "красного реванша", вы с легкостью делили людей на "лохов" и "эффективных". Заявляли, что каждый должен заботиться только о себе, а тот, кто надеется на стороннюю помощь, – "халявщик" и "дармоед". Объявили свинью и зеркало главными фетишами каждого сознательного российского гражданина.

Всякий же, кто не сподобился завести себе свинью и зеркало или пытался стремиться к чему-то еще – с логической и экономической точки зрения "необъяснимому" – с легкостью получал от вас известный приговор: "лузер". Вы сделали эту систему ценностей и оценок нормой. Естественным законом. И ненормальными объявили тех, кто позволил себе в естественности данного закона усомниться. Или мне следует напомнить вам, как вы предлагали лишать пенсионерок права голосования? Потому что они сумасшедшие и могут Зюганова выбрать?

На что же вы теперь жалуетесь? Посмотрите на современные российские элиты. Это все ваши прилежные и старательные ученики. Сурков, Павловский, Леонтьев, миллионеры из "Единой России", монетизаторы и коррупционеры – они должны бы ежедневно посылать Егору Тимуровичу Гайдару корзину свежайших роз, и посылали бы, если бы не чертов "патриотический имидж", базирующийся на лицемерном отрицании "завоеваний бурных 90-х".

Жрать. Созерцать собственное отштукатуренное мурло. Наслаждаться биркой на пиджаке или жестяной блямбой на капоте машины. И оправдывать все, буквально все, что способно качественно изменить эти лейблы и эти блямбы. Потому что главное – личная прибыль. А неудачники всегда будут недовольны. Они "не вписались в рынок". Скажите мне, Лужков вписался в рынок? Вписался. Милявский вписался в рынок? Да, несомненно. Имеют ли они право, следуя невидимой руке рынка, купить общественный стадион, сравнять его с землей и на месте его отгрохать бизнес-центр? Имеет ли право тетя Валя по прозвищу "стакан" санкционировать разрушение Петербурга? Кому нужны все эти рюшечки, завитушки, романтические развалины? Что в них хорошего? Ах, среди них прекрасно мечтается. Дух воспаряет. Культурное наследие. Но это же все до ужаса неэффективно. А душу лузеры придумали, чтобы хоть как-то зависть свою оправдывать. Да? Нет? Вы несогласны? С чем вы несогласны?

Посмотрите, пристально посмотрите на "Селигер", лагерь прокремлевской молодежи. Чего хотят эти люди? Эти люди хотят, сидя в столичных кофейнях, щупать за ляжки хихикающих девок без капли мозга, зато с большими амбициями. Выбравшиеся из провинциальной помойки (а кто же превратил провинцию в помойку, из которой необходимо вылезти любой ценой?), они хотят рассказывать этим девкам, что видели Суркова. И тогда девки свяжут свои амбиции с Сурковым, опознают своего собеседника как посредника между собой и Сурковым, и позволят щипать себя и за ляжки, и даже выше.

Кто их научил тому, что так надо? Вы их научили.

Вы им сказали, что это нормально. А все остальное – девиации и бред. Теперь в бреде они обвиняют нас. Они не способны понять, что за нашими мотивациями лежит вовсе не солидный зеленый финансовый грант из Белого Дома. Если мы ведем себя как сумасшедшие, значит, мы должны получать за это деньги; следовательно, мы продались конкурентам. Если же мы просто так ведем себя как сумасшедшие, без материальных мотиваций, значит…

Значит мы сумасшедшие. За что боролись, на то и напоролись. Поздравляю.

Отрицали мораль. Отрицали наличие души. Отрицали нравственность. Потому что мораль, душа и нравственность были последним прибежищем обездоленных, а от обездоленных надо было избавляться. Отрицали вы. Расплачиваемся мы. Вы не это имели в виду? А что вы имели в виду? Как вас крыл матом за беспредел тот же со всех сторон "демонический" Сорос? Не помните?

Теперь каждый обездолен. За исключением высоких государственных сановников. Что говорят нам сановники? Что мы завидуем. Что мы неудачники. Что мы просто "не вписались в систему". Что нас надо лишить всех прав, на всякий случай. Чьи слова? Ваши слова. С чем вы несогласны?

Ларису Арап держали в психушке. За что? За то, что она описала нравы, царящие во врачебной среде. Рассказала, как криминал в смычке с правящей бюрократией подвергает людей пыткам, изолирует их от общества. Ее объявили сумасшедшей, потому что это ведь вполне нормально, когда власть и бандиты издеваются над людьми. Нормально, как восход солнца на востоке. Кто может протестовать против того, что солнце всходит на востоке? Только сумасшедшие.

Кто такой Владимир Буковский? Сумасшедший. Кто такая Татьяна Кадиева, глава инициативной группы жителей Жулебино? Сумасшедшая. Это уже вполне официальные диагнозы, заочно выносимые самыми компетентными лицами, я ничего не придумываю. Мы теперь не просто боремся с властью. Мы теперь, как выясняется, отрицаем естественное положение вещей, неоспоримое право той же Матвиенко за хорошие деньги всобачить небоскреб в центре Петербурга. Право Сергея Иванова заявить, "что ничего серьезного не произошло". Право Владимира Путина провозгласить "энергетическую державу". Бунтуем, так сказать, против реальности. Сектанты хреновы. Олигофрены.

Я, разумеется, обращаюсь к воображаемому собеседнику. Нет уже никаких либералов 90-х годов. Есть опомнившееся демократы и, извините, сволочи, перешедшие в советники к Владимиру Путину. Сволочи, на фундаменте своего "реформаторского авторитета" объясняющие странам Запада, что в России все нормально. Плюю на них и вам советую.

Но я надеюсь, что все мы усвоили горький урок. Нельзя объявлять свинью и зеркало символами национальной солидарности. Нельзя в попытке организации цивилизованного рынка исходить из людоедских принципов, потому как рынок на то и цивилизованный, что не людоедский. Нельзя топтать слабого. Нельзя презирать бедного. Даже из самых высших и лучших побуждений нельзя, иначе эти побуждения приобретут привкус дьявольской отравы и станут антиподом первоначального замысла.

Что нам остается? Всеобщее выступление против любой несправедливости. Изменение культурного кода, в первую очередь собственного. Пример иного национального менталитета. И, если угодно, покаяние. Точно так же, как коммунисты должны покаяться за Сталина, демократы обязаны покаяться за Ельцина и Путина. За порождение, пусть и ошибочное, той идеологии, которая ведет страну к катастрофе. А теперь еще и вполне органично возрождает карательную психиатрию. Нельзя построить чортовой помощью рай на земле. Думали, что пронесет и образуется. Не образовалось.

Ларса Арап оказалась на свободе, потому что историю с ее принудительной изоляцией рассказывали и передавали, возмущались и протестовали. Нам не на кого надеяться, кроме нас самих. Мы обязаны поставить свинью и зеркало вне закона, иначе свинья нас сожрет. Потому что свинья – это нормально. А человек – нет. Таковы современные реалии. Вы не согласны? Если да, то вы знаете что делать – не поддаваться отчаянию. Если нет, вступайте в движение "Наши" и больше не читайте этот сайт.

Станислав Яковлев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter