Людям нравится конспирология. Очень привлекательно чувствовать себя посвященным в то, чего не знают другие. Обыватель уверенный, что находится в курсе "закулисной" стороны событий, может чувствовать себя причастным к "большой политике". Этот психологический нюанс, похоже, хорошо усвоили российские политтехнологи. Конспирологические объяснения текущих социальных процессов стали занимать довольно значительное место в аналитике, предлагаемой массам. Как правило, озвучиваемые версии событий не отличаются изысканностью. Практически всегда речь идет о "длинной руке" Вашингтона.

Исключением из правила не стало и объяснение нынешнего политического конфликта в Грузии. Респектабельные комментаторы с многозначительным видом указывают на длинные американские уши, торчащие из-за спины оппозиции. Их объяснение ситуации сводится к двум тезисам.

  • Михаил Саакашвили, ведущий слишком агрессивную внутреннею и внешнею политику, перестал устраивать Соединенные Штаты и больше не воспринимается как носитель либеральных ценностей.
  • Лидеры объединенной оппозиции негласно курируются Вашингтоном и являются еще более проамериканскими, чем действующий президент.

    Такая версия происходящего вполне соответствует кремлевской пропаганде, согласно которой все массовые выступления оппозиции на постсоветском пространстве контролируются из-за океана. Больше всего в подобных комментариях поражает полное неверие в возможность самостоятельной инициативы со стороны общества. К сожалению, это, прежде всего, говорит о крайне удручающей политической обстановке в самой России. Нельзя, конечно, отрицать, что Соединенные Штаты оказывают на Тбилиси серьезное влияние, но оно распространяется на сферу внешней политики кавказского государства, а не его внутренней политики. К тому же в область интересов США Грузия попала именно из-за позиции Москвы по абхазскому и югоосетинскому вопросам.настоящее время эти грузинские территории фактически аннексированы Россией. Пока Москва будет поддерживать сепаратистские режимы в Цхинвали и Сухуми, Тбилиси будет и так ориентироваться на США. Поэтому у американцев сегодня нет нужды чересчур бдительно контролировать политическую ситуацию в Грузии и тем более способствовать выступлениям оппозиции.

    Но попробуем же разобраться в том, что сейчас происходит в Грузии, не прибегая к конспирологическим сценариям. По разным данным, количество участников манифестаций оппозиции составляет от пятидесяти до ста тысяч. В любом случае это серьезные цифры, свидетельствующие, что противники Михаила Саакашвили имеют поддержку определенной части общества. Тем не менее силы оппозиционеров не стоит преувеличивать. Ни о каком повторении "революции роз" речь сейчас не идет. Это неоднократно подчеркивали сами лидеры недовольных. Основные требования оппозиции – проведение досрочных парламентских выборов и прекращение политических репрессий. Поскольку в Грузии за годы правления Саакашвили было заведено множество уголовных дел, связанных с коррупцией, среди чиновничества и бизнесменов у президента есть немало влиятельных врагов. Пребывание в оппозиции для этих людей способ самозащиты. Самый известный пример – Ираклий Окруашвили. Учитывая данный факт, обвинения в организации политических репрессий, предъявляемые в Саакашвили, выглядят демагогическими. Оппозиция в Грузии пользуется всеми демократическими свободами: беспрепятственно работают критикующие власть телеканалы и издания, проводятся любые массовые акции протеста.

    Суть разгоревшегося политического конфликта в другом. Перед нами типичный пример борьбы между сторонниками парламентской и президентской формы правления. (Любопытно, что в последнее время в Грузии много говорится о конституционной монархии. Причем ее поклонники есть как среди сторонников, так и среди противников президента.) Борьба между "партией" президента и "партией" парламента нормальное явление для еще не устоявшегося буржуазного общества. Аналогичные конфликты сейчас можно наблюдать в Украине и Киргизии. Самое жесткое разрешение подобного спора произошло в 1993 году в России.

    Что касается Грузии, то здесь на сегодняшний день наиболее вероятна победа партии президента. Оппозиция слишком размыта и не представляет большинства общества. Кроме того, для сильной президентской власти в Грузии существуют объективные предпосылки. Стране, находящейся в состоянии территориальной раздробленности, безусловно, необходим крепкий лидер, наделенный широкими полномочиями. Настоящее общенациональное разочарование Михаилом Саакашвили может наступить только в том случае, если он окажется не на высоте в деле объединения Грузии.

    Алексей Лапшин

    Вы можете оставить свои комментарии здесь

    Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter