Когда депутат Виктор Алкснис завел свой блог в "Живом Журнале" и стал добиваться возбуждения уголовного дела против юзера Тарлита (Тимофея Шевякова), нелицеприятно оценившего его знания о боевых знаменах, многим стало очевидно: Алкснис чувствует, что в следующей Думе мандата ему уже не получить. И потому постепенно перемещает свою публичную активность в Интернет.

И когда прокуратура возбудила дело по 282 статье УК РФ против блоггера Саввы Терентьева, написавшего в одном из своих комментариев, что надо "сжигать неверных ментов на площадях" – это тоже заставляет задуматься о метаморфозах власти. А именно, после зачистки пространства реального от различных "нежелательных" и "несогласных" элементов, власть постепенно переходит к зачистке пространства виртуального. Ведь не секрет, что именно Интернет (в особенности, блогосфера) до недавнего времени был достаточно комфортной средой обитания для оппозиционно настроенных людей: если, например, за плакат "Россия без Путина", развернутый на уличной акции, могут и избить – или посадить на 15 суток – то за комментарий аналогичного содержания в "Живом Журнале" никакие репрессивные меры не грозили. До недавнего времени. Теперь же имеются все основания думать, что власть решила навести порядок и тут – слишком уж сильные ветры свободы дули в берлогу современной России сквозь щель блогосферы. Настало время эту щель законопатить.

Думаю, Терентьев в качестве первой жертвы подобного "законопачивания" удобен во всех отношениях. Во-первых, он не состоит в каких-то оппозиционных движениях. Во-вторых, сам его комментарий направлен не против действующей власти, а всего лишь против "неверных ментов". То есть дело на первый взгляд не несет никакой политической подоплеки – и потому и оправдываться ни перед кем (например, перед западными СМИ) не придется. А, в крайнем случае – вообще возложить всю ответственность на "перегибы на местах".

Между тем на Терентьеве отрабатывается механизм (правоприменительный, процессуальный) преследования тех, кто не угодил своей излишней политической интернет-активностью. А также тех, кто, являясь оппозиционером не только он-лайн, но и в реальной жизни, позволяет себе особенно не заботиться о стилистике своих высказываний в Интернете. Если не удается пока придумать повода для преследований в реальной жизни (например, инкриминировав "избиение милиционера"), то его легко найти в жизни виртуальной. А лишний рычаг давления никогда не повредит…

Проанализируйте содержание своих записей – или записей других пользователей. И тогда поймете, что среди них обязательно найдется такая, которая позволит практически каждого привлечь к ответственности, скажем, по статье 280 Уголовного кодекса ("публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ") или по статье 319 ("публичное оскорбление представителя власти"). А потом подумайте, как будете оправдываться, скажем, за свой разгневанный комментарий вроде "давно пора выгнать всех этих ворюг из Кремля!". Доказывая, что в действительности не призывали тем самым идти и свергать законно избранную власть. Как сейчас Савва Терентьев пытается доказать, что его комментарий не стоит трактовать буквально – и он не призывал своей записью к сожжению милиционеров на главной площади Сыктывкара. И доказывает он это пока не очень-то и успешно.

Для того чтобы Интернет во многом перестал быть пространством свободы, каким он является сейчас, вовсе не обязательно принимать жесткие меры по его регулированию и проводить "тотальную зачистку" во всех его сегментах. Ибо судебная система просто не справится с громадным количеством дел, которые будут заведены в этом случае. Да и совсем перекрывать клапан, через который могло бы выходить недовольство – тоже несподручно. Полностью исключив сегодня возможность ругать власть в Интернете, завтра можно получить протесты этих же людей на улице.

Так что новых мер регулирования Интернета вводить пока не собираются, не без оснований предполагая, что действующего законодательства для регулирования Интернета вполне достаточно. Не обязательно хватать и сажать всех. Можно лишь иногда, действуя избирательно или спонтанно, по принципу "кто первый попался" (как в случае с Терентьевым), хватать некоторых. И тогда среди оставшихся все сильнее будет возрастать страх: а вдруг мы – следующие? Арест Тереньтева – это такое предупреждение всем: "Вы ведете ЖЖ? Тогда мы идем к вам!" Хотя в действительности может никто и не придти. Но ваше личное поведение в Интернете изменится все равно. Мысль "а вдруг в следующий раз придут именно ко мне" заставит существенно скорректировать взгляды, которые раньше высказывались безбоязненно.

Далее, эффективность давления вовсе не предполагает в качестве кары непременный срок тюремного заключения. Сажать кого-то совершенно не обязательно. Достаточно лишь вялотекущего уголовного дела. С периодическим общением со следственными органами. И с перспективой внезапного ускорения следствия по делу в случае твоей повышенной оппозиционной активности.

"Бойтесь, говорите тише и меньше" – примерно такую атмосферу и хотят создать в Интернет-пространстве. Не полностью исключить возможность высказывания недовольства в резких формах – а именно "подморозить", снизить общий градус высказываний благодаря создаваемой атмосфере страха. Сузить до минимума личное пространство, в котором человек чувствовал бы себя свободным высказывать свои мысли в той форме, в которой сочтет уместным. И ничего не опасаясь при этом.

Во всяком случае, другой смысл в деле Саввы Терентьева разглядеть сложно. Или у местной прокуратуры перевелись реальные дела, что она решила переключиться на виртуальные? Не думаю. Или комментарий Терентьева представлял хоть какую-то реальную угрозу? Опять же, нет. Всем очевидно, что понимать его следует в рамках брутального блоггерского "жаргона". Иначе бы, скажем, слова "аффтар, убей себя ап стену" нужно было бы трактовать как призыв к самоубийству. Да и призыв периодически сжигать милиционеров на площади только совсем уж неадекватный человек может счесть имеющим хоть какое-то отношение к реальности. Как и счесть милиционеров нацией, расой или религиозной группой – а статья 282 УК РФ, по которой возбуждено дело против Терентьева, звучит именно как "возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды".

Так что дело преследует только одну цель – создание в Интернет-пространстве атмосферы страха. Когда задумываться придется над каждым словом – ибо, как выясняется, возбудить уголовное преследование могут по самому абсурдному поводу. И даже если дело будет закрыто – лишние неприятности не нужны никому.

К сожалению, есть весомые основания предположить, что Савва Терентьев – это только первый случай в рамках подобной практики. "Вы все еще ведете ЖЖ? Тогда мы идем к вам!"

Александр Храмов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter