На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев предложил преподавать в средних школах страны основы религиозной культуры и светской этики. С 2010 года преподавание в виде эксперимента начнется в 18 регионах России. А с 2012-го, по убеждению президента, его можно будет распространить на всю Россию. Пока предполагается, что школьники или их родители смогут самостоятельно выбрать, какой из трех предметов изучать: историю и основы культуры одной из "традиционных" религий России: православия, ислама, буддизма или иудаизма; либо историю и основы культуры основных мировых религий, либо основы светской этики. Показательным было и то, как это происходило. Президент был явно напряжен  -  ему пришлось натянуть на себя  кафтан традиционалистского барина, который был ему явно не в пору, и с деланной уверенностью в голосе объявлять о реинкарнации религиозного образования в российских школах.

Кафтан сидел криво, барин чуть ли не запинался, но продолжал пережевывать угодливо предложенный кем-то кактус православия, ислама, буддизма, обязательного в таких случаях иудаизма – куда ж нам убогим без него в школах Нечерноземья - и невесть как попавшей в такую компанию светской этики.

По прошествии сюжета оставался только один вопрос, так кто все-таки на Руси XXI века подлинный царь: президент, премьер или, может, патриарх? Но это лирика. А физика образовательного процесса в данном случае гораздо важнее.

Еще раз: в зависимости от собственных предпочтений, родители и дети должны выбрать, будет ли ребенок изучать одну из четырех "традиционных для России религий" или историю мировых религий, или светскую этику. Самый скользкий вопрос для лоббистов этого мракобесия – к чему все это приведет? Как нам кажется - к конфессионализации подрастающего поколения, а в итоге к сепарации населения по религиозным признакам. Вера здесь будет ни при чем – это будет деление на "религиозные стада" среди детей и молодежи – "православный класс", "исламская школа" и т.д., а также закрепление статуса части территорий за определенными религиями: православный регион, исламский, буддистский регион. Собственно, конфессионализация и предполагает обязательное закрепление гражданина за одной из конфессий, либо специально подчеркивает его внерегилиозный статус (не зря же основы этики названы "светскими"), и обучение его основам религии по унифицированным образцам. Говоря прямо, так нарушается право ребенка и подростка на свободу убеждений. В цивилизованных обществах значительная часть родителей, не говоря уже о государственных структурах типа школы, оставляют ребенку выбор – к какой конфессии впоследствии присоединиться или не присоединяться ни к какой. У российских детей это право будет отнято.

Немаловажна и этическая сторона вопроса, ведь получается, что из сферы интимного личного опыта, часть духовной жизни перемещается в казенное заведение – школу. Замороченные собственным неустроенным бытом и низкой зарплатой училки теперь расскажут о подвижничестве православных святых и светлом образе далай-ламы. Они и сейчас об этом "много" знают. Это уже к вопросу о качестве преподавания.

Совершенно явным образом нарушаются права религиозных меньшинств, традиционных для России, но не попавших в список четырех основных религий. Что прикажете делать детям протестантов, католиков, шаманистов, последователей традиционных этнических религий Поволжья и Южной Сибири? А как быть со старообрядцами, чья религиозная доктрина также отличается от того православия, которое исповедуется РПЦ Московского патриархата?

Они не могут выбрать изучение собственной религии как предмета, в отличие от православных или мусульман. Так власть не только нарушает права, но и транслирует населению определенную иерархию религий, да еще и закрепляя ее среди детей. Это уже никакое не демократическое общество, а полноценная политика религиозного апартеида – разделения на "полноценных" и "неполноценных" детей по признакам религиозных убеждений их родителей.

Политика конфессионализации отнюдь не нова. Даже удивительно, насколько точно она воспроизводит попытки российской имперской власти унифицировать религиозные практики и представления населения. Первая масштабная конфессионализация была проведена Петром I в начале XVIII века, когда встроенная в тогдашнюю вертикаль власти православная церковь на протяжении нескольких десятилетий пыталась унифицировать обрядность и представления паствы о православии. Но своих целей реформа так и не достигла – не было массового школьного образования и грамотности. Поэтому к моменту первых массовых этнографических описаний русского крестьянства во второй половине XIX века – основной массы населения страны, его религиозные представления так и оставались достаточно архаичными, разнились от местности к местности и скорее описывались в терминах православно-языческого синкретизма или двоеверия.

Вторая попытка унифицировать религиозные воззрения народов Российской империи произошла в конце XIX века и шла в связке с русификационными устремлениями администрации по отношению к нерусским народам. То была обширная программа конфессионализации, также связанная со школьным образованием, но результаты ее оказались прямо противоположными тем, что ожидали власти. Так воспитали целое поколение, ненавидящее казенное православие, попов и прочую духовную атрибутику. С каким адским упоением потом эти выросшие дети громили власть и церкви в начале XX века. Нашим властям предержащим стоит об этом задуматься. Россия достаточно большая, многонациональная и многоконфессиональная страна, чтобы эта "реформа" не прошла гладко. Единственный способ не усугублять ситуацию – отменить все эти планы по насаждению "духовно-этического" мракобесия в российских школах и как можно скорее. Господин президент, выплюньте кактус!

Антон Чуриков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter