"Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха", — записал 12 апреля 1961 года в бортовом журнале первый космонавт Юрий Гагарин.

Наследие Рерихов, художников, ученых и гуманистов, стало неотъемлемой частью мировой культуры. В разных уголках мира на добровольной основе создаются Рериховские общества. Цель многочисленных культурных центров и общественных организаций — просветительская работа.

За дело

"В 1968 году образовался советский Фонд Рерихов, — рассказывает Борис Гаврилов, руководитель воронежского Центра Рерихов. — Тогда и в регионах разрешили создавать филиалы. Сначала у нас не было своего помещения для занятий и лекций. Собирались в разных актовых залах, в том числе и в зале областной думы…"

Сейчас в Центре Рерихов на улице Куколкина, 1 располагается театр-студия "Образ", класс индийского танца, йоги, здорового образа жизни (горожане в возрасте от 3 до 70 лет посещают бесплатные занятия). Тут же зал третейского суда Черноземья и Воронежской области и правозащитная юридическая приемная, которая работает с сентября 2007 года и куда за это время обратилось больше тысячи человек. Эта же приемная является площадкой для обращений общероссийской антикоррупционной приемной "Чистые руки". Центр Рерихов существует на членские взносы (200-500 рублей в месяц).

"С 2000 года я на общественных началах преподаю йогу в Центре, — рассказывает Анатолий Федорович Музыкант. — Сам занимаюсь йогой с 1990 года. Жить без этого не могу. В свои 73 года легко сажусь на шпагат, чувствую себя прекрасно!" Преподаватель модных ныне индийских танцев Ирина Фирсова, отвечая на вопрос, почему она работает бесплатно, улыбается: "Я люблю индийские танцы. И готова учить им безвозмездно. Среди учениц уже есть чемпионы. А некоторые бездетные женщины начинают рожать детей. В Индии эти целебные свойства танца известны давно".

Театральную студию Центра Рерихов посещает, по признанию ее руководителя Игоря Трубина, до ста человек в год. Ставят классику и детские спектакли. В студийной комнате трубы тепловых сетей выкрасили в красный — для красоты, стены в — черный, чтобы не было видно следов затопления.

С 1994 года воронежский Центр Рерихов находится в подвальном помещении четырехэтажного жилого дома, располагающегося, тем не менее, практически в центре города. Место расположения, что ни говори, спорное во всех отношениях. Для общественной организации, в которую входит больше полутысячи человек, власти могли бы найти место и получше. Но вместо этого

мэрия (за свои долги) выставляет Центр Рерихов на продажу, вышвыривая общественников на улицу.

Дело о выселении воронежского Центра Рерихов не единственное в своем роде. Ученики Рериха в России подвержены преследованиям чиновников и служителей Российской православной церкви. РПЦ в лице диакона Андрея Кураева не гнушается откровенно клеветать на "рериховцев", смешивая научные понятия, подменяя факты и называя философское учение сектой. Что уж тут говорить о чиновниках и прочих "земных".

В Москве в 2008 году пытались выселить Международный центр Рерихов — тогда решением арбитражного суда Росимуществу и Государственному музею Востока отказали в иске о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. В мае этого года Музей Востока предпринял попытку рейдерского захвата МЦР…

Военная ширма

В Воронеже это уже вторая попытка выселить общественную организацию. В 2007 году подвал "рериховцев" выставили на продажу, торги наметили на май. Тогда на защиту Центра Рерихов встала Ассоциация адвокатов России за права человека, предложив мэрии веские контраргументы.

"По нашим данным (документ Государственного архива Воронежской области — А.Т.), городская администрация не имела тогда и не имеет теперь никаких прав на это помещение", — говорит Алексей Архипов, юрист Центра Рерихов.

Нерадивых чиновников в мае 2007 года в буквальном смысле подвергли общественной порке. Образ коррумпированного бюрократа высмеяли с помощью театрализованных сценок, сыгранных напротив здания комитета по имуществу и около мэрии. Картонным бюрократам рубили картонными топорами головы и секли их розгами. Тогда от подвального Центра Рерихов чиновники отстали.

Однако в декабре 2008 года кампания по выселению Центра возобновилась. Одна за другой начались проверки контрольного управления мэрии. Подвал, где располагается общественная организация, попал под арест и оказался в списке помещений, выставленных на продажу в счет долгов города Воронежа. За подвал в мэрии планируют получить 5 миллионов рублей (все же центр города). Всего, согласно ответу арбитражного суда Центру Рерихов, мэрия задолжала 130 миллионов рублей. "И то, что свидетельство о собственности мэрии было дано безосновательно, чиновников не интересует", — добавляет Архипов.

Теперь, по его словам,

продажу воронежского подвала и ряда других нежилых помещений взял на себя московский филиал Росимущества. А там, чтобы все прошло без лишнего шума, продажу перепоручили военному ведомству.

По закону около объектов Министерства обороны никаких акций, митингов и пикетов проводить нельзя.

Во избежание активного гражданского участия в судьбе воронежского Центра Рерихов очередные торги, назначенные на 9 сентября 2009 года, пройдут в Москве в военном ведомстве ГФУП "ГПРВИ" по адресу: Севастопольский проспект, дом 56/40, строение 2, 7-й этаж, комната 711. Информация о торгах есть на сайте Государственного предприятия по реализации военного имущества.

Евгений Архипов, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека, этот финт властей охарактеризовал так: "Видимо, только армия настоящими танками и автоматами готова дать достойный отпор картонным топорам и фальшивым розгам".

Жильцы в придачу

Жильцы дома на улице Куколкина, 1 (порядка 30 квартир) совместно с Центром Рерихов не раз обращались в местные суды по поводу того, что подвал, который продает мэрия, ей не принадлежит. Да и не может принадлежать, ведь это общее имущество и, по Жилищному кодексу, оно не может продаваться.

Попади подвал в частные руки, его закроют на замки, и коммунальщики не смогут туда попасть в случае необходимости (читай — не смогут предотвратить или ликвидировать ЧП, пожар, наводнение).

"Чердаки, лестничные клетки и подвалы, согласно СНиПу, продавать нельзя", — рассказывает Сергей Попков, заместитель руководителя Центра Рерихов.

Но если следовать логике чиновников, то не исключено, что завтра будут продавать чердаки, а послезавтра и жильцов дома. А тому, кто купит подвал, расположенный на Куколкина, 1, не позавидуешь: склад там не устроишь, потому что сантехники будут ходить то и дело. Бар не откроешь — подвальный запах искоренить непросто. Можно открыть магазин. Но кто же в него будет ходить, если дворовая территория, ведущая к подвалу, обнесена забором. А вход только через домофон. Выходит, что мэрия продает "кота в мешке".

"То, что у нас общественная организация, мэрию не интересует, хотя есть федеральный закон "Об общественных объединениях", где говорится о том, что местные органы самоуправления должны оказывать всяческое содействие общественным организациям, — рассказывает Алексей Архипов. — В сложившейся ситуации Центр Рерихов и Ассоциация адвокатов России за права человека обращается к президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой вмешаться в незаконные действия местных властей и прекратить преследования в отношении Центра Рерихов. В планах — обращение в Федеральную общественную палату через Воронежскую общественную палату. На местном уровне нас поддерживают депутаты городской думы Андрей Померанцев (КПРФ) и Александр Болдырев ("Солидарность").

Осознавая сложность ситуации, защитники Центра Рерихов обращаются за поддержкой ко всем международным организациям, неравнодушным к просветительским идеям учения Рерихов, к идеалам братства и любви.

Антон Туманов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter