Тимур Кибиров "Лада, или Радость: Хроника верной и счастливой любви", Время, 2010

Поэт Тимур Кибиров после 20 лет постмодернистских упражнений на поприще изящной словесности написал свое первое прозаическое произведение. Слагаемые "Лады": сентиментальная тема, классическая торжественность интонации, традиционная кибировская игра цитатами, аллюзиями и прочими коннотациями, обилие поэтических вкраплений в прозаический текст, мягкая ирония по отношению к современным отечественным реалиям, а также гнев (я бы даже сказал – злость) там, где Кибиров атакует "экстремистов" от культуры, воздев хоругвь с гуру многих консерваторов Гилбертом Кийтом Честертоном. Наконец, happy end. И мораль, без которой, как известно, не обходится ни одна басня. А в "Ладе" и в самом деле есть кое-что от басни: "в главной роли" — животное, прочие персонажи ярко выражено типизированы. Среди них деревенский алкоголик, старушка-божий одуванчик, мент, его жена-стерва, бродяга-гастарбайтер.

Небольшого объема книжка описывает приключения собаки по кличке Лада в почти совсем вымершей подмосковной деревеньке и житье-бытье ее обитателей, которых можно пересчитать по пальцам рук.

Забавно, что если и искать в тексте альтер-эго автора, то единственным претендентом может быть только алконавт Жорик, этакий сельский шут вроде деда Щукаря, только совершенно в другом роде, постмодернист par eхellence — разговаривает он исключительно цитатами.

Вообще, как свидетельствуют коллеги, чья начитанность превосходит мою,

текст не просто насыщен, а перенасыщен отсылками ко множеству других текстов, прямыми и скрытыми цитатами, перефразированными либо оставленными в первозданном виде.

"Отзвуки, отголоски и отражения", как написал когда-то Генри Миллер по другому поводу.

Сюжет щедро прослоен разнообразными лирическими отступлениями. Автор частенько заигрывается в своих отступлениях и многочисленных монологах, обращенных к читателям. В этом проглядывает некоторая нервозность, которую логичнее всего отнести на счет дебюта поэта в непривычной ему прозе. Видно, что Кибиров уже в тексте самой книги пытается заранее дать ответ на возможную критику или хотя бы угадать, с какой стороны в него могут полететь стрелы. Но, несмотря на это, в целом "Лада" выполнена с изрядным стилистическим изяществом.

Лада в романе как бы представляет весь собачий род, который у Кибирова вырастает до метафоры всего самого верного, надежного, простого, чистого, светлого, а также старого и доброго. Освящает это все фигура ревнителя всего опять-таки старого и доброго — Честертона с его "Человеком, который был Четвергом".

Простые человеческие радости, верность, любовь, дружба, человечность, мягкая ирония по отношению к жизни — вот тот набор вечных и простых ценностей, которые Тимур Кибиров вложил в эту трогательную историю о приключениях собаки и одновременно — оду ей.

Все это очень мило. Если что и звучит диссонансом в этой сентиментально-классическо-постмодернистко-иронической мелодии, так это

аккорды неподдельной злобы, с которой автор обрушивается, во-первых, на приснопамятную советскую власть

(и тут стилиста-постмодерниста можно принять за какого-нибудь, мягко говоря, ограниченного и брызжущего желчью публициста-обличителя времен перестройки и начала 1990-х), а во-вторых, на тех, кого условно можно назвать "экстремистами" от культуры.

Маяковский у Кибирова — "горлопан и главарь"; также от него достается Блоку, Ходасевичу, Горькому, одним словом — условному коллективному "Байрону". Еще помянут недобрым словом "свихнувшийся немецкий поляк".

"…Вековое отвращение некоторой части моих коллег… к добру, к мирным обывательским радостям и добродетелям, порядку и иерархичности, презрение к срединному пласту бытия, который дан нам в удел и который мы обязаны возделывать и доводить до ума, к нормальной человеческой жизни , горацианской "золотой середине…", — с осуждением пишет Тимур Кибиров о собратьях-пиитах, одновременно перечисляя все то, что так ему дорого и на страже чего стоит его верная Лада. И далее: "Все это манящее и блазнящее Великое и Ужасное оказывается на поверку очередным обманом…"

Таким образом, перед нами помимо всего прочего и, может быть, даже в первую очередь своего рода манифест разумного умеренного консерватизма и традиционной христианской морали.


Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Лада, или радость".

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter