Леонид Кириченко
  • 29-02-2012 (15:45)

Об одном антипутинском заблуждении

Закон о выборах президента почти не оставил шансов сделать выборы несостоявшимися

update: 29-02-2012 (12:45)

Сторонникам и Путина, и других кандидатов ясно, как голосовать 4 марта. Избиратели, так и не решившие, за кого из кандидатов голосовать, стоят перед выбором — либо не ходить на выборы (бойкотируя или просто ленясь), либо воспользоваться советом двух остроумцев и поставить отметки в нескольких квадратах бюллетеня. Тем самым сделав его недействительным.

Авторы и сторонники этого способа выражения своего отношения к данным выборам слишком бегло изучали закон о выборах президента (если вообще его открывали) и явного отличия от закона о выборах Думы не поняли.

Приведу точную цитату той части соответствующей статьи закона о выборах президента РФ, что вызвала добросовестное заблуждение многих:

"Статья 76. Определение результатов выборов Президента Российской Федерации…

Смотрите также
Реклама
НОВОСТИ
Реклама
Реклама

3. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы Президента Российской Федерации не состоявшимися в одном из следующих случаев:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 64-ФЗ;
2) если в соответствии с пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; (пп. 2 в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)
3) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
4) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования".

Многим кажется, что в третьей части этой статьи в этих двух предложениях речь идет об одном и том же числе. А именно — число голосов равняется числу проголосовавших избирателей, а оно, в свою очередь, равно "числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования". Это добросовестное заблуждение, вызванное как крупной небрежностью законоклепателей, так и забвением школьного курса математики.

Если вспомнить математику, то окажется что последнее предложение части 3 статьи просто наукообразный ляп. Оно лишь утверждает, что число избирателей, принявших участие в голосовании, как-то зависит от числа избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования, но не говорит как! Достаточно было бы написать "по определению равно", и неопределенность бы исчезла. Но кто сказал, что законы должны быть ясными и однозначными?

Как подсказывает здравый смысл, число голосов (полученных кандидатами) далеко не всегда совпадает с числом бюллетеней, обнаруженных в урнах.

Утрированный для наглядности пример. Пусть все 110 миллионов избирателей пришли, получили бюллетени и, не делая ни единой отметки, опустили чистые бюллетени в урны. Число обнаруженных бюллетеней равно 110 миллионам. Оно равно числу избирателей, принявших участие в голосовании и равно полному числу избирателей. А число голосов равно нулю.

Если же каждый избиратель сделал свой бюллетень недействительным (отметив несколько квадратов), то ни один кандидат не получил ни одного голоса, и число голосов тоже равно нулю. Недействительный бюллетень голосом не считается, но избиратель, опустивший бюллетень в урну, считается принявшим участие в голосовании.

А вот отметка в строке "против всех кандидатов" бюллетеня (существовавшей до 2006 года) считалась ГОЛОСОМ! Это легко проверить по прежней редакции закона.

Обратите внимание на неодинаковые термины в разных пунктах приведенной части статьи:

"Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании…
2) если в соответствии с пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
3) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании…"

Так и неясно, почему в одном пункте речь идет о числе голосов, а в соседнем пункте о числе избирателей, принявших участие в голосовании. Это ведь не одно и то же.

Когда в 2006 году из бюллетеней исключали строку "Против всех", а следом отменяли порог явки избирателей на выборы, то из закона просто выбрасывали нормы, содержащие эти понятия.

До 2006 года граждане могли сделать несостоявшимися выборы президента из неугодного состава кандидатов или выборы Госдумы из неугодного состава допущенных партий, просто бойкотируя выборы или активно голосуя "Против всех".

Теперь все изменилось, но в разных законах в разной степени.

В ныне действующем законе о выборах депутатов Госдумы аналогичная норма сформулирована иначе. Там речь идет не о голосах, а об их доле по отношению к числу избирателей, принявших участие в голосовании. Но если окажется, что число недействительных бюллетеней достигнет 40 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, то выборы Думы и теперь будут признаны несостоявшимися.

А вот на президентских выборах иначе. Там число недействительных бюллетеней вообще не имеет значения. А до отмены в 2006 году в бюллетене строки "Против всех кандидатов" на президентских выборах отметка в бюллетене в строке "Против всех кандидатов" была полноценным голосом и входила в сумму поданных голосов. Более того, существовала норма. Выборы президента объявляли несостоявшимися, "2) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов".

Разница в нормах думских и президентских выборов в том, что теперь на президентских выборах лидирующему кандидату в президенты для победы в первом туре нужно получить лишь более половины голосов от суммы только голосов. Ни чистые бюллетени, ни специально испорченные двумя и более отметками в квадратах бюллетени голосами не считаются, в сумму голосов не входят и никак на положение лидера не влияют.

Для понимания намеренно утрированный пример. Пусть на выборах президента каждый избиратель (за исключением самих кандидатов) свой бюллетень сделал недействительным, поставив отметки в двух или более квадратах. А кандидаты повели себя по-разному. Один кандидат проголосовал за себя, а вот остальным кандидатам ФСО проголосовать не позволила. Итог: число голосов равно 1, и кандидат единогласно избран, набрав все 100 процентов голосов. Мнение остальных 110 миллионов избирателей несущественно.

Если предположить, что первый кандидат не успел проголосовать (просто опоздав), то тогда число голосов равно нулю, но выборы все равно считаются состоявшимися. Теперь полное отсутствие голосов вообще не является основанием для признания выборов несостоявшимися.

В законе о выборах президента практически нет возможностей сделать выборы несостоявшимися.

Для желающих проверить все это привожу рядом для сравнения цитаты из нового и старого закона о выборах президента, и цитаты из нового и старого закона о выборах Думы.

Выдержка из нового закона о выборах президента:

"Статья 76. Определение результатов выборов Президента Российской Федерации…

3. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы Президента Российской Федерации не состоявшимися в одном из следующих случаев:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 64-ФЗ;
2) если в соответствии с пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; (пп. 2 в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)
3) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
4) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования".

Старый (до 2006 года) закон о выборах президента:

"3. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы Президента Российской Федерации не состоявшимися в одном из следующих случаев:
1) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования (число избирателей, принявших участие в выборах, определяется как сумма чисел в строках 3, 4 и 5 протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации);
2) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
3) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
4) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования".

Новый закон о выборах Думы:

"Статья 82. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы…

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол о результатах выборов депутатов Государственной Думы, в который вносятся следующие данные:
…6) доля голосов (в процентах), поданных за каждый федеральный список кандидатов, от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

…3. На основании протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выборов депутатов Государственной Думы.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 64-ФЗ;
2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
3) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании".

Старый (до 2006 года) закон о выборах Думы: "Статья 82. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы…

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол о результатах выборов депутатов Государственной Думы, в который вносятся следующие данные:
…6) доля голосов (в процентах), поданных за каждый федеральный список кандидатов и против всех федеральных списков кандидатов, от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
7) число избирателей, принявших участие в выборах депутатов Государственной Думы, и доля (в процентах) этого числа от числа избирателей, включенных в списки избирателей;

…4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:
1) если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей;
2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
3) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании".

Отметим, что, в отличие от норм обоих законов о выборах президента, в обоих законах о выборах Думы явно указано, от какого числа вычисляется доля голосов. Вовсе не от суммы голосов.

В новом законе о выборах Думы при вычислении этой доли в знаменателе стоит не только сумма голосов, полученных каждой партией, но и число бюллетеней, признанных недействительными, потому что в них не было ни одной отметки в квадратах, и число бюллетеней, признанных недействительными, потому что отметки были проставлены в двух и более квадратах.

Вся эта сумма и есть число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных урнах, оно же называется числом избирателей, принявших участие в голосовании.

Суммарное число голосов может отличаться в меньшую сторону от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сумма голосов может быть даже равна нулю.

В старом законе о выборах Думы при вычислении этой доли в знаменателе стоит не только сумма голосов, полученных каждой партией, но и число бюллетеней, признанных недействительными, потому что в них не было ни одной отметки в квадратах, и число бюллетеней, признанных недействительными, потому что отметки были проставлены в двух и более квадратах, но и сумма голосов, полученных строкой "Против всех списков".

Вся эта сумма в знаменателе и есть число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных урнах, оно же называется числом избирателей, принявших участие в голосовании.

Суммарное число голосов может отличаться в меньшую сторону от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сумма голосов может быть даже равна нулю.

Леонид Кириченко

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Реклама