Учебники. Фото mk.ru
  • 31-10-2013 (21:16)

Альтернативно одаренная история

Блогеры обсуждают "открытия" ученых-историков в новом школьном учебнике

update: 31-10-2013 (17:16)

 Авторы концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории сделали много "научных открытий". Так, известное во всем мире понятие "Киевская Русь" заменено на "Древнерусское государство", аналогично — "монголо-татарское иго" на "иго Золотой Орды". Они отказались называть происходившие в России в 1917г. события терминами Февральская революция и Октябрьская революция и объединили их в одну — Великую российскую революцию. А уж о том, как преподнесена история страны в последние годы — догадаться может каждый: примерно так, как в своих пятиминутках любви и ненависти вещает "зомбоящик". 31 октября концепция нового учебно-методического комплекса по истории должна быть представлена президенту Путину. Блогеры обсуждают эти "достижения" отечественной науки.

"Монголо-татары хотели зажать советских людей, — озаглавил свой пост plidurok. — Меня, не один десяток лет преподававшего историю в школе, скорее веселит, чем тревожит тот ажиотаж, что поднялся вокруг надвигающегося единого и неделимого учебника.  Все равно после правления Путина уже на следующий день бросятся переписывать.

Даже, если, как в советское время, учебник  истории, который был единее некуда, просуществует достаточно долго, то и здесь никакой трагедии не вижу. Все-таки главная задача учителя — научить думать и критически анализировать информацию, а не тупо запоминать эту самую информацию. По-настоящему серьезная проблема — качество преподавательского состава. Это гораздо важнее проходной книжки, написанной в угоду очередному правителю. Древние правильно говорили, что раб может воспитать только раба, но никак не господина, но и тут все не так уж безнадежно. "Учитель-раб" не интересен ученикам и о нем, так же как и о том, что он рассказывал, забывают сразу же после звонка с урока. А потом дети вырастают, становятся, к примеру, директорами школ и мы получаем такую ситуацию: учитель истории прибегает в кабинет директора школы и жалуется:

— Петр Петрович, я не знаю, что делать с 9"А"! Спрашиваю:

По теме
НОВОСТИ

— Иванов, кто взял Бастилию?" — а он мне: "Я не брал".

— Сидоров, кто взял Бастилию?

— Я не брал.

— И так весь класс!

Директор учителю: "Семен Семеныч, ну, не переживайте вы так. Ничего с вашей Бастилией не случится. Поиграют и отдадут!" В конце концов: разве народ, который в конце 80-х снес КПСС, учился по разным учебникам истории?"

"Научный руководитель рабочей группы по созданию концепции, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян накануне подтвердил, что Великая Октябрьская социалистическая революция (как ее называли во времена СССР) переименована в Великую российскую революцию по примеру французской, и теперь это понятие включает в том числе события февраля 1917 г, — пишет Денис Билунов. — Поздравляю академика Чубарьяна с выдающимся научным открытием! Британские ученые нервно курят в коридоре. Кроме того, подумываю над концепцией объединения первой и второй мировой войны в одно понятие. Типа "Великая глобальная война первой половины XX в", например. А что — вполне гомогенно, нет?"

"Интересно, правда, учебник какой именно истории нам предлагается, — пишет Аркадий Бабченко. — Потому что истории у нас нет вообще, сплошной набор мифов. А если начать ковыряться во всем этом, то выяснится, что не было ни Куликовской битвы, ни Ледового побоища, Олег сроду до Царь-града не доходил, Свендослав Хазарию не совсем чтобы и разгромил, государства "Киевская русь" не существовало в принципе, Суворов бросал своих раненных "чудо-богатырей" в снегу и продавал пятнадцатилетних девочек в рабство, Иван Грозный брал не только Казань и Астрахань, но и Великий Новгород и половину жителей в Ильмене перетопил, скловене-словяне вообще появились веке в 10-м примерно, и слово это, возможно, то ли вообще произошло от англосаксонского slavery — рабство, то ли наоборот, потому что славянами в Европе тогда были то же самое, что таджики в России сейчас и вообще, историю свою мы как-то более менее знаем только примерно с петровских времен, а все что до этого, покрыто мраком. Более того, если заниматься историей, нам придется признать, что даже в 20 веке у нас миф на мифе. Например, тот аспект, что Великобритания год или сколько там в одиночку воевала с фашисткой Германией, полностью отсуствует в наших учебниках истории."

"Новый учебник истории, который составили по заданию Путина, готов и скоро будет принят к исполнению. Это значит, что наши дети и внуки будут изучать прошлое, в котором не будет ни слова правды о сталинском режиме, — пишет belan-olga. — Раздел, посвященный сталинизму, написан в комплиментарном духе по отношению к власти и полон пропагандистских утверждений в духе советских учебников: "Страна нашла в себе силы…" и т.д. Впечатляющим является перечень достижений советской власти: "Ряд социальных реформ были осуществлены в России впервые в мире" и т.п.
Самые черные страницы в истории страны названы политкорректно "сталинским социализмом" и "социалистическим наступлением".

Авторы называют число погибших от голода и эпидемий: от 3 до 6 млн. человек. Зато нигде нет числа погибших от массовых репрессий, не указано и количество лагерей. Зато подчеркивается: "Советская модернизация затронула все стороны жизни — начиная с промышленности и сельского хозяйства и кончая образованием, наукой, социальной сферой, повседневной жизнью и бытом людей".

Не менее любопытен отрезок истрии, посвященный событиям начала ХХI века. Это перечисление успехов, достигнутых страной, — нет ни одного провала, ни одной серьезной проблемы. Слова "оппозиция" мы там не найдем. Как и упоминания о массовых протестных акциях декабря 2011-го. Тех самых, которые положили начало самым существенным политическим реформам современной России.

А ведь история — один из главных предметов школьной программы. От того, каким  школьники узнают свое прошлое, зависит, какое они построят будущее.
Авторы же учебников очень хотели одного — чтобы учебник понравился Путину.  Они описали историю, в которой царит стабильность, периодически нарушаемая какими-то вредными элементами. Это все равно что сказать: у нас была бы замечательная погода, если бы все время не насылали на нас из Северной Атлантики всякого рода холодные дожди... А южные экстремисты не насылали бы на нас ветер. С помощью такой истории нельзя подготовить человека ни к какой реальности."

"Кажется, предметом истории полагают изучение мнения историков. А историками полагают тех, кто сам себя считает историками, и тех, кого другие считают историками.
Вот такая вышла истрия с историей, — отмечает guyz30. — Ага, потом великая гражданская война, великая отечественная война, великое объеденение славянских народов, великая холодная война, великое падение российской супер-державы, и наконец, великое российское вставание с колен."

"Особенно понравился раздел "Культура и наука России в начале XXI в," — ехидничает
linmaki
.

 

"Преемственность четырех государств: Киевской Руси, Российской Империи, СССР и современной России", — цитирует atree. — Маловато. Скифов не учли и мамонтов бы прибавить надо."

"Можно будет так и назвать 'Учебник по истории: Срыв покровов", — пишет alexstarc.

А Николай Суденко "срывает" и еще один "покров" с происходящего: "Ненасытность нынче вовсе не порок. Ротенберг покупает ведущее издательство школьных учебников."

Дмитрий Разин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 22-03-2024 (21:56)

Более 100 человек погибли при теракте в "Крокусе" — ФСБ

  • 28-12-2022 (16:29)

Устроившего стрельбу в пермском вузе приговорили к пожизненному сроку

  • 28-11-2022 (12:02)

Вторжение России в Украину: главное за 28 ноября