Развитие капитализма США отражено во многих визуальных и музыкальных формах. И они всегда наиболее понятны массам "строителей капитализма" как во всем мире, так и в России. Меня поражают своим энтузиазмом участники флэш-мобов в Европе, Японии и Аргентине, например, где "вдруг" все начинают танцевать буги-вуги, свинг или рок-н-ролл. Уже и в КНР горожане начинают тому же учиться на улицах после рабочего дня. На Тайване, в Австралии, Новой Зеландии и Южной Корее местная поп-культура пронизана симпатией к американскому искусству времен модерна (1950-х).

Если изучать инвестиционные потоки из США во внешний мир, то заметно одно — доллар идет туда, где его не только любят, но и принимают те духовные и эстетические ценности, на которых доллар рос "вширь и вглубь".

Скандинавия, Швейцария и др. страны, где население лихо отплясывает рок-н-ролл, смотрит голливудские фильмы и т.п. – первые в списках стратегических инвесторов США и других стран НАТО. Это уже аксиома! Но не для российской власти и ее "элит".

Куда ведут Россию квоты на голливудские фильмы?

Весь 2013 год министр культуры РФ Владимир Мединский угрожал ввести квотирование на показ голливудских кинолент в России. Весь тот год шло бегство западного капитала из России, сокращался приток стратегических инвестиций. Все шло в противоход аксиоме, упомянутой выше, с отрицательным для России результатом.

В итоге на развитие науки, техники и образования страна уже недополучила от иностранных инвесторов сотни миллиардов долларов и евро. Резко падает интерес у молодежи к изучению иностранных языков, в частности, английского.

Возник культурно-образовательный железный занавес: ни молодежи, ни интеллигенции, ни предпринимательству на всех этажах экономики ничего не надо от мировой, западной, а тем более американской культуры. Уже экономист Михаил Хазин, журналист Дмитрий Киселев и др. заявили об "информационной войне" против подрывной-де "мягкой силы" Соединенных Штатов!

А та сторона и не собирается воевать. Так, например, Американский центр в Библиотеке иностранное литературы с его обилием книг, видеоматериалов и тому подобном о жизни и нравах Америки – полупустой. Корпус мира США давно под запретом ФСБ, а на посла Майкла Макфола идут властные накаты даже за его дипломатию хорошего вкуса. Ведь все эти средства "мягкой силы" вскрывают крысиную сущность путинского капитализма: потреблять нефтедоллары, ничего не производить для всего населения, а лишь для своих.

Пока не крах, но мимикрия "культуры хапкового капитализма"

Безусловно, 2014 год знаменует начало новой эры в развитии России. Во-первых, в декабре завершается этап строительства олигархического капитализма: после 10 лет неволи снова на свободе Михаил Ходорковский. Именно он в феврале 2003 года объявил от имени "семибанкирщины" (и тем самым отрекся от нее) порочной саму модель российского капитализма "братков" в ее семейной, чекистской, партийной, православной и т.п. модификациях. Во-вторых, все бизнес-планы Путина в связи со стройками капитализма братков при распилах госбюджета никого не вдохновляют. А критика проекта "Сочи-2014" — это уже национальный вид спорта. И, в-третьих, модели развития других стран БРИКС с их высокими темпами развития – явно не по зубам замшелой в своем националистическом самодовольстве правящей верхушке.

Однако, вместо одной модели появляется другая: "свято место – пусто не бывает". А новой модели необходим свой культурный пьедестал. И Кремль взялся за эту работу.

По указу президента Владимира Путина 2014 год объявлен Годом Культуры в России. На него отпущены государственные средства в еще меньшем размере, чем в 2013 году. В частности, доля расходов на культуру в федеральном бюджете сократится с 0,7% до 0,6%. Но и на эти средства нацелен клюв бюрократов-стервятников.

В частности, освоением этих денег займутся чиновники одного комитета Совета Федерации РФ. Хотя в нем одном хитро свалены в одну кучу пять направлений: наука, культура, образование, здравоохранение (лечить зубы будут культурно) и экология.

А дальше все идет по литературной схеме: "Ну, как не порадеть родному человечку?". И радеют чиновники своим, поскольку они сами себе контроль.

Но самое печальное, что по-прежнему отечественные чиновники продолжают "бодаться с дубом", а точнее — с культурой США: с ее открытостью, доступностью и эстетикой свободного рынка. Там нет распределения сверху средств на культуру, как это принято у нас со времен прихода к власти большевиков. Есть динамика развития.

В СССР и пост-коммунистической России существуют тонны книг, тысячи кинофильмов об искусстве США, но в самом неприглядном виде – в духе холодной войны. И все это делалось и, увы, делается, с целью возвеличить значимость государственного управления искусством! Не нужна людям искусства помощь бюрократов "за откаты" и демонстрацию лояльности властям. Нужно не мешать и лишь ненавязчиво содействовать.

Учиться у американцев содействию культуре

В прекрасно иллюстрированной монографии Вячеслава Шестакова "История американского искусства" (2013 г., 455 стр.) впервые в нашей стране доброжелательно, без идеологических потуг и напрягов представлены этапы развития американской живописи в контексте общей культуры развития США как страны с национальной идеей.

Кратко, но емко в ней рассмотрены и проиллюстрированы как ранние - "генетические" факторы, — так и двухвековые перипетии этого развития.

Культура в США, как и в современной России, связана с массовой миграцией людских потоков со стороны, извне. Людям извне правительство США никогда не препятствовало, создавая "плавильный котел" американской нации с ее изумительной культурой!

Художники США сами, без указаний бюрократии творили шедевры. И, порой, не зная этого, продавали их по-дешевке на свободном рынке. Именно там картины и поднимались в цене. Или падали, уходили в частные коллекции, позже обогащая владельцев. А те – создавали все новые и новые галереи и центры для тех же художников.

Именно свободные рынок помогал становлению одних школ и упадку других школ живописи. Они сменяли одна другую – наивное искусство и примитив уступали место республиканскому романтизму, бегство художников прочь от "грязной" политики в городах породило эстетизацию грандиозного в американском пейзаже.

На протяжении двух с половиной веков США шло острое (но ведь не кровопролитное или криминальное, как у нас в России) соперничество между американизмом и европеизмом, минимализмом и поп-артом. Рождался модернизм. "Новый реализм" и символизм отдельных художников становился "иконами стиля". И все это – без "руководящей роли партии и правительства"! Чем меньше эта роль, тем меньше насилия и беззакония для культуры!

Да, капитализм шел по символическим "трупам-репутациям" одних художников, возвеличивая других: абстрактный экспрессионизм зародился именно в США и затем "инфицировал" весь мир, включая, кстати, и Россию.

В 1910-х гг. "Школа мусорных ведер" (Ashcan School) помогала американцам реально оценивать новые рыночные отношения. Та школа живописи стала "зеркалом индустриальной революции" и "настоящим воплощением американского духа с его непоседливостью, динамизмом, буйной веселостью и шутливостью", как емко подмечает Вячеслав Шестаков (стр. 196).

Вячеслав Шестаков прекрасно знает особенности американской живописи. Поэтому неожиданным и ободряющим предстает его вывод о тождестве многих процессов ее исторического развития с изобразительным искусством России. "Характерно, - пишет он, - что Америке, как впрочем и России, пришлось вести долгий диалог с европейской культурой, отвечая на вызов Европы" (стр.13).

Такой умозрительный вывод ученого о диалоге – своеобразный "осиновый кол" в коллективную грудь неугомонного "беса" от культуры в путинской России. Он раздувает пламя холодной войны с США, а заодно и всем Западом, но заодно и себе в карман.

Конечно, сравнения американского свободного рынка с российским "капитализмом олигархов" были не в пользу последнего. При этом президент Путин прежде и не думал о содействии культурному диалогу с США. В 2014 году придется об этом подумать! И без прежней ставки на "помощь" госчиновников.

Чиновники "разрешили" лишь 27 театральных контактов России в США (фестивали, стажировки театральных менеджеров и т.п.) в 2008-2014 гг. (по 9 марта). Хотя не обидели, видимо себя или "своих", с бюджетом 294,4 в 2012 году и 444,4  млн долларов 2013 году.

Но лишь два мероприятия "по линии минкультуры" пройдут в январе-марте 2014 года. Причем в январе в Анахайме Россия участвует в международной выставке музыкальных инструментов. И все! А где же не "работники культуры" с прицелом на продажу музыкальных инструментов, а подлинные творцы культуры в России?

Культуру в России хотят "оберечь" от "тлетворного влияния" США и Запада сокращением контактов под выкрики пушковых и киселевых из недр госаппарата. Но все эти усилия противоречат новой модели развития России и ее культуры.

Можно ли сменить пластинку в Год Культуры?

В США серьезно размышляют о смене приоритетов в отношениях с Россией при "поднимании с колен" пост-коммунизма. Ведь после падения Берлинской Стены американцы истратили на все это, как минимум, 20 млрд долларво за 25 лет. И вот недавно выяснили на ряде публичных форумов в столице США, что деньги-то чаще шли через бюрократов, а не творческих людей. Естественно, что если не последние, то первые стали "отвечать" за формирование той или иной национальной идеи в СССР и соцстранах.

Так, писатель-антикоммунист Гавел в Чехии, как творческий человек, сумел вывести свою страну в "люди". У него ясная национальная идея – Чехия должна стать культурной столицей капиталистической Европы. Но реформаторы Горбачев и Ельцин окружили себя такими же долдонами в искусстве, что и коммунистические лидеры СССР.

О лидерах современной России теперь открыто говорят, что они "крышуют", помогая госбюджетными деньгами, "своих" деятелей культуры из Питера, "окруженцев" Н.С. Михалкова и иных "хоругвеносцев самодержавия" из гламурных СМИ.

Вопрос о смене "национальным диск-жокеем" заезженной пластинки "олигархического капитализма" с его скрытым и явным антиамериканизмом назрел.

Что-то будет и после Сочи-2014. Черт не шутит? Ведь и у президента Путина в Год Культуры России возможно очередное "озарение" перед Саммитом "Восьмерки" там же в июне. Уж туда-то "должны" приехать нынешние "отказники" из США, Германии и Франции. На том сочинском саммите должна быть мощная культурная программа, чтобы как то соответствовать Году Культуры (деньги-то на это отпущены!).

Герой писателя Андрея Платонова говорил о себе как о личности: "Без меня – мир неполный!". Вот так и для Года Культуры в России – без плодотворной и массовой связи творческих людей, а не чинуш и их родственников с креативными людьми США и других стран "Восьмерки" отечественная культура не будет полной.

Новый этап развития народного предпринимательства в России нуждается в соответствующей культурно-образовательной базе с ее визуальным рядом в живописи, Интернете и офлайне. Пусть это дойдет до коллективно-бессознательного "беса" от культуры, а от него – к президенту Путину. Или, наоборот.

Владимир Луков

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter