Каждый исторический период страны (или режим, доминирующий в этот период) соединяет ценности и социальные практики своих предшественников, в свою очередь, являющихся антагонистами. В принципе, банальная "гегелевская диалектика" на гимназическом уровне вековой давности. Но - добавлю я новизны - периоды-антагонисты упакованы как инь-ян (в каждом - небольшое присутствие другого социокультурного полюса, который постепенно разрастается, меняясь местами с доминантной).

Во время системного кризиса культура как бы "расплетается" на главные ингредиенты. Так, кризис сталинизма в начале 50-х породил "оттепельный неоленинизм", а общий кризис советской модели в середине 80-х кроме постбольшевизма вытащил необухаринизм.

Путинизм, как вторая стадия завершившегося послеавгустовского периода, стал соединением и советской, сталинистской "матрицы" (социальные практики), так и царистской - думская монархия (квазидемократия, сословность, плутократизм, демонстративная имперскость и харизматическая самодержавность). Получился такой "рыночный сталинизм".

Но кризис путинизма привел к его расслоению на исторические "фракции" (не как в парламенте, а как при крекинге). И этот раскол прошел и через адептов режима, и через его противников.

В истеблишменте разделились монархисты и "советчики". Одни апеллируют к имперско-православной традиции, другие - к сталинско-андроповской. Но в оппозиции также выявилось два направления - социал-коммунистическое (вернуться в идеальное советское время с плюрализмом, но тотальным патернализмом и контролем над истеблишментом, уравнительной справедливостью) и социал-столыпинцы (антифеодальные реформы, но без социальной дифференциации).

И в результате мы получили два социокультурных массива с напряженным противоборством, привязанные каждый к своей традиции:
а) псевдосталинизм против квазиоттепельцев;
б) квазисамодержавие против псевдопрогрессистов.

И выявляют это такие лакмусовые бумажки, как споры о российской нации (новое издание "советского народа" и его антагонист - монархическое русификаторство) или споры о 7 ноября - бенефис глобальной мессианской "русской идеи" в виде большевизма или историческая катастрофа, погубившая Серебряный век - вершину русской культуры.

В том же ряду спор о панфиловцах и Зое Космодемьянской: страх обвального обрушения топорной мифологии, грозящей обнажить главное - внутри советско-германской войны, как и внутри германо-французской, была вторая гражданская война, особенно интенсивная в Белоруссии, что делает тезис об Отечественной войне, предполагающий консенсус по отношению к противнику, проблематичным; или брезгливое отвержение комиссарской пропаганды (и сцепленное с этим разоблачение "войны с заградотрядами за спиной").

*  *  *

ИДИОТИЗМ ПРОГРЕССИРУЕТ

Сенаторша от "съеденного бутерброда", видимо, решила, что после начала подготовки закона о российской нации уже можно реализовать любую административную причуду.

Маленькая заковыка - на пути гражданской присяги на верность нации/госидеологии/режиму окажется не только жидкая прослойка гнилых либералов, но и слой побольше и потверже - верующие верующие. Ведь для них гражданская присяга, не обусловленная службой - нарушение религиозных требований.

Свт. Хроматий Аквилейский:

"А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий...

По благодати евангельского учения закон, данный через Моисея, достиг совершенства. Закон предписывает не клясться ложно, Евангелие - вовсе не клясться.

Прежде это предписывал Святой Дух через Соломона, говоря: Не приучай уст твоих к клятве (Сир. 23:8).

И еще: Ибо, как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святого не очистится от греха (Сир. 23:10).

Поэтому нам не следует клясться.

Зачем же каждому из нас необходимо клясться, когда нам вовсе не следует лгать; чьи слова должны быть всегда настолько правдивы и настолько наполнены верой, чтобы считаться клятвой?

И потому Господь запрещает нам не только ложно клясться, но и клясться вообще, чтобы мы казались говорящими правду не только в момент клятвы, чтобы мы, созданные правдивыми во всякой речи, не считали, что можно лгать без клятвы. Ибо причина клятвы в том, чтобы клянущийся клялся в том, что он говорит правду.

И поэтому Господь не желает делать никакого различия между клятвой и нашей речью, потому что как в клятве не должно быть ничего нечестного, так и в наших речах не должно быть никакой лжи, потому что за то и за другое - клятвопреступление и ложь - наказывает божественный закон, как гласит Писание: Клевещущие уста убивают душу (Прем. 1:11). Итак, всякий, говорящий правду, клянется, ибо написано: Верный свидетель не лжет (Притч. 14:5)".

"Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается.

Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа.

Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином.

Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха.

Если человек скажет "клянусь Кораном, Торой или Евангелием", то это считается клятвой.

Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит" (Джамиуль-ахадис 7352)".

"Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: "Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха – над их руками. Кто нарушил присягу, тот поступил во вред себе. А кто был верен тому, о чем он заключил завет с Аллахом, тому Он дарует великую награду" (48:10). Аллах Всемогущий также сказал: "Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худайбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой" (48:18)."
"Предметом присяги является установление исламской системы правления, согласно Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословение) в целях практикования и применения правовых норм и положений Шариата".

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены