Даже не зная деталей и сленга субкультуры, легко можно понять, о чем спорят: как всегда, о том, кто настоящий, а кто подделка; кто продался, а кто нет. Но попутно баттл превратился еще и в разговор о том, где проходят границы культуры в постмодерне. Но самое завораживающее, конечно, не темы и не слова, а то, что перед нами пространство неподцензурное.

Феноменальный интерес к этому это означает огромный запрос общества, прежде всего, на честность высказывания; эта честность удивительно электризует пространство спора; зрители внезапно обретают другое измерение свободы. Это мечта о высказывании без оглядки – пожалуй, то единственное, что сегодня может примирить даже государственника и либерала, а именно – равенство условий для выяснения истины. Именно равные правила игры в баттле и завораживают даже прокремлевских авторов, и в этом несложно угадать их усталость от цензуры тоже.

Рэп-культура диалогична по своей природе.Объективность и равенство этого диалога составляет огромный контраст с "телевизором" и высвечивает главную слабость нынешней риторики власти: она может общаться только в режиме монолога, на языке угроз и директив, обязательных к исполнению – и со стороны это выглядит прежде всего какой-то ветхой архаикой. Пропаганда призвана, кроме прочего, еще и внушать нам, что наши люди ни о чем не могут договориться. История с баттлами доказывает другое – что даже ожесточенный непримиримый спор возможно вести честно, на равных, по правилам. И, глядя на эти баттлы, ты неожиданно понимаешь, что под спудом официоза, вопреки тотальному ору на телевидении в обществе вызрела, сформировалась сама собой какая-то другая культура общения. 

Тоска по бесцензурному, свободному и равному диалогу – вот что стоит за этим феноменальным всплеском интереса к субкультуре. Тягу к диалогу в авторитарном обществе невозможно убить – вот о чем этот рэп-урок. И эти 11 миллионов просмотров – это и есть протест общества; язык диалога против языка монолога.

Андрей Архангельский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены