В последние годы своего земного существования основатель Советской империи Владимир Ульянов-Ленин часто совершал неадекватные поступки. В этом был виноват его мозг, разъедаемый наследственным сифилисом. Больное сознание председателя Совета народных комиссаров РСФСР побуждало его то в категоричной форме требовать от подчинённых гнать спирт не из картофеля, а из торфа, то "экспроприировать попов" (то есть украсть все драгоценные вещи из церквей и монастырей), то арестовывать и сажать в тюрьмы библиотекарей, в чьих библиотеках не имеется "советских книг" (подразумевались при этом его собственные сочинения, печатавшиеся многотысячными тиражами в "экспроприированных" типографиях на ворованной же бумаге). Большинство из этих экстравагантных инициатив канули в Лету вместе с их автором и ныне известны лишь историкам, занимающимся изучением Советской империи. Однако некоторые прочно вошли в сознание так называемых "широких народных масс", превратившись в крылатые выражения. Которые по сию пору всё ещё цитируются при том или ином случае — в основном тогда, когда нужно подчеркнуть фарсовость, трагикомичность или же откровенный идиотизм происходящего в России в сфере государственного управления.

Одним из таких выражений стала фраза "Настанет время, когда каждая кухарка сумеет управлять государством" (фраза, ошибочно приписываемая Ленину, хотя он писал прямо противоположное — прим. Каспаров.Ru). Сколько чужой крови и людских страданий было вылито и положено последователями Ленина в основание возведённого для неё постамента — знают только они сами. Никакие образные сравнения — с реками, водопадами или даже океанами — здесь не работают, поскольку не могут предать всей глубины и чудовищности этого процесса. В нём предстоит разбираться будущему международному трибуналу над всемирным коммунизмом, который когда-нибудь непременно произойдёт. И тогда все желающие смогу узнать — чем на практике оборачивается для народа той или иной порабощённой коммунистами страны стремление и готовность управлять государством не имеющих на то никакого права людей. Будь то пресловутые кухарки, чистильщики сапог, шахтёры-трактористы или водители автобусов.

* * *

Люди, помнящие Николаса Мадуро молодым, утверждают, что он был хорошим шофёром автобуса — внимательным к пассажирам и тщательно соблюдавшим правила дорожного движения. Да иначе и быть не могло, поскольку пассажирами автобуса, за баранкой которого сидел Мадуро, были дети — Николас водил школьный автобус, возивший учеников младших классов из дома в школу и обратно. Быть водителем такого транспортного средства — дело, требующее особой ответственности. Мадуро справлялся с ним отлично, заслужив за время работы множество благодарностей от родителей своих юных пассажиров. Они не сомневались, что этот улыбчивый, плотного сложения мужчина находится на своём месте, занимаясь положенной ему судьбой работой и делая её хорошо. И они наверняка очень сильно удивились бы, если бы кто-нибудь им сказал, что настанут в их государстве такие времена, когда этот усатый статный брюнет превратится в первое лицо их страны и они будут чуть ли не каждый день лицезреть его на экранах своих телевизоров. И не только лицезреть, но и слышать — произносящим страстные монологи о построении подлинного социализма, об антиимпериалистической солидарности трудящихся, о заговоре международных финансовых корпораций и о том, что социал-предатели из числа недорезанных буржуев намерены свергнуть его законное правительство, посадив в президентское кресло какого-то непонятного инженеришку, являющегося марионеткой Соединённых Штатов Америки и не имеющего никакого понятия о том, как надо управлять государством. О том, что сам он когда-то был водителем автобуса, президент Венесуэлы Николас Мадуро к тому времени уже давно не вспоминал. Равно как и о том, по какой причине в возглавляемой им стране исчезло мясо, кончилось электричество и испарилась туалетная бумага.

* * *

Честолюбие, тщеславие и самомнение — из самых худших человеческих качеств. Если же к ним прибавить также невысокий интеллектуальный уровень и отсутствие чувства юмора — образуется поистине адская гремучая смесь. Человеку с таким набором ни при каких условиях нельзя позволять получать власть над другими людьми — за исключением, разумеется, членов его собственной семьи, поскольку в этом случае всё зависит от них самих.

Николасу Мадуро не нравилось быть водителем школьного автобуса. Он делал свою работу хорошо, но в глубине души был уверен в том, что судьба к нему несправедлива, поскольку он достоин много лучшей участи. Движимый этой уверенностью, он поменял судьбу — пересев из-за руля автобуса за руль лимузина венесуэльского правителя Уго Чавеса, став также одним из его персональных телохранителей. Харизматичный демагог Чавес, быстро раскусивший подлинную сущность своего шофёра, приблизил Мадуро к себе и, оценив его безграничную преданность, начал двигать по выстраиваемой им лестнице — к самой вершине власти. Так в октябре 2012 года Николас Мадуро стал его правой рукой — вице-президентом Венесуэлы.

Придя к власти в 1998 году, Уго Чавес намеревался править Венесуэлой вечно. Но надеждам его сбыться было не суждено — его сожрал рак. 30 декабря 2012 года Чавес помер — на операционном столе, во время последней отчаянной попытки кубинских онкологов спасти его жизнь. Тремя неделями раньше, отправляясь из Каракаса в Гавану и понимая, что обратно ему живым вернуться уже не суждено, Чавес сделал Мадуро своим наследником, официально передав тому все президентские полномочия на период своего отсутствия.

Из Гаваны в Каракас Чавес вернулся в виде трупа, лежащего в переносном морозильнике. Затем его приспешники ещё два месяца морочили народу Венесуэлы голову, на все лады распинаясь в том, что "команданте" не только жив, но и стремительно выздоравливает, и вот-вот его предъявят населению на всеобщее обозрение в прежнем качестве — вождя "Боливарианской социалистической революции". Цирк без коней закончился 5 марта 2013 года, когда те же самые клоуны объявили, что "команданте" всё-таки скончался, героически пав в борьбе с происками американского империализма — как некогда великий вождь Советского Союза Сталин. По какой причине официальная дата смерти Чавеса совпала с датой смерти Сталина — полагаю, объяснять не нужно.

С этого момента вся ответственность за происходящее в Венесуэле легла на широкие плечи 50-летнего Николаса Мадуро, который торжественно поклялся продолжать политический курс своего предшественника и завершить построение социализма в возглавляемой им стране. Сбылась мечта идиота — сказал бы по этому поводу канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк, если бы ему удалось дожить до этого момента.

* * *

Я не буду рассказывать вам о том, во что превратил Венесуэлу Николас Мадуро за без малого шесть лет своего правления. Те, кому интересна эта тема, должны знать всё сами. И про чудовищный экономический кризис, и про ежегодную инфляцию в полтора миллиона процентов, и про три миллиона её граждан (десятую часть населения), вынужденных бежать со своей родины — куда угодно, лишь бы только подальше от родных очагов. Если делать это одной фразой, то фраза эта будет такой: "При Мадуро Венесуэла превратилась в криминальную корпорацию, имеющую внешние признаки государства". И это не будет преувеличением, поскольку дело обстоит именно так, а не иначе. Поскольку бывшему шофёру школьного автобуса действительно удалось превратить эту некогда самую экономически развитую и процветающую страну Латинской Америки в жуткий свинарник, жизнь в котором похожа на кошмарный сон, из которого некуда проснуться.

* * *

Разумеется, во всём этом ужасе виноват не один только Николас Мадуро. В деле превращения Венесуэлы в криминальную корпорацию принимали — и принимают до сих пор — деятельное участие его многочисленные приспешники из числа верхушки правящего в этой стране режима (в первую очередь его собственная жена Сильвия Флорес и Владимир Падрино Лопес — бандит в генеральских погонах, занимающий пост министра обороны Венесуэлы и одновременно руководящий наркотрафиком из этой страны).

За спиной криминального режима Мадуро стоит другой, очень на него похожий, режим — кремлёвский, гэбистско-воровской. Этот режим за последние пять лет вбухал в поддержание своего союзника на плаву гигантскую сумму денег — по разным оценкам, от 12 до 17 миллиардов долларов, если не больше. Чем обусловлены такие огромные расходы? Причин две. Первая — венесуэльская нефть, которую кремлёвские стараются прибрать к рукам. Вторая — она для них гораздо более существенная — дабы нагадить Америке. То есть любой ценой постараться плюнуть Дяде Сэму в тарелку с супом, подложить ему на стул канцелярскую кнопку или хотя бы показать из-за кремлёвской стены — через океан — средний палец. За который они и держат Николаса Мадуро. При этом сам Мадуро, по-видимому, этого не понимает, поскольку до сих пор рассказывает своим согражданам с экрана телевизора о том, как он беседует с духом Уго Чавеса, являющимся ему из загробного мира в образе белой птички. А также произносит пламенные речи о неминуемом торжестве "тропического социализма", обращаясь к козлам и баранам (в буквальном смысле — сельскохозяйственным животным) на какой-то разорившейся скотоферме.

Джордж Оруэлл нервно курит в больничном коридоре.

* * *

В начале 2019 года терзающий Венесуэлу глобальный кризис перешёл в острую фазу. 11 января находящийся под контролем оппозиции парламент — Национальная ассамблея — провозгласил своего председателя — 35-летнего Хуана Гуайдо — исполняющим обязанности президента страны. 23 января на состоявшемся в Каракасе многосоттысячном митинге Гуайдо принёс президентскую присягу. В течение суток после этого его полномочия в качестве временного главы Венесуэлы признали почти все страны Латинской Америки, кроме Боливии и Суринама, и страны Центральной Америки, кроме Мексики и Никарагуа. Также в числе стран, признавших Хуана Гуайдо новым президентом Венесуэлы, стали Соединённые Штаты Америки, Канада, Австралия, Израиль и другие. Правительства стран — членов Евросоюза в ультимативной форме потребовали от Николаса Мадуро не позднее 31 января объявить о проведении в Венесуэле новых президентских выборов — равных, честных и свободных.

В ответ Мадуро объявил о разрыве дипломатических отношений с США, чьё правительство он обвинил в попытке осуществления в его стране государственного переворота, и попытался изъять из банковских хранилищ в Великобритании принадлежащее Венесуэле золото на сумму 1,2 миллиарда долларов. Однако Англия отказалась отдавать Мадуро золото, а президент США Дональд Трамп заявил, что не намерен обращать внимание на какие бы то ни было заявления Мадуро, поскольку он больше никто, ничто и звать его никак, а все вопросы, возникающие между Соединёнными Штатами и Венесуэлой, он будет решать с законным главой её исполнительной власти — Хуаном Гуайдо.

На стороне Мадуро, помимо всегда поддерживавшего его кремлёвского и кубинского режимов, выступили также другие страны-изгои — Иран и Сирия. Не признал факта смены власти в Венесуэле и коммунистический Китай; на это у Пекина имеются собственные резоны, прежде всего экономические.

* * *

Ситуация в Венесуэле меняется с каждым днём. Однако время, как и всегда в подобных случаях, играет против оппозиции. Для того чтобы победить, она обязана действовать быстро и решительно, постоянно поднимая ставки и стараясь играть на опережение. В противном случае вместо революции случается бунт или мятеж. А мятеж никогда не побеждает — на то он и мятеж.

Пока же на улицах Каракаса льётся кровь. За первую неделю массовых акций оппозиции от рук полиции погибло — по далеко не полным данным — не менее 26 манифестантов.

На стороне обанкротившегося режима Николаса Мадуро по-прежнему остаётся 300-тысячная венесуэльская армия, тайная полиция (SEBIN), всевозможные полувоенные формирования — "милисианос" и банды откровенно криминальных элементов — "коллективос", орудующие в предместьях Каракаса, населённых в основном люмпен-пролетарскими элементами. На стороне Хуана Гуайдо и депутатов Национальной ассамблеи — подавляющее большинство (от 80 до 90%) образованных городских жителей, поголовно остатки среднего класса и те, кого Мадуро цинично именует "недобитыми плантаторами" — то есть разорённые его экономической политикой фермеры. У них нет оружия, и они совершенно не готовы воевать — тем более в гражданской войне. Они хотят только одного — чтобы Мадуро подчинился воле народа и ушёл в отставку и чтобы новым президентом страны стал политик, победивший на выборах, которые будут проведены после ликвидации в Венесуэле проказы "тропического социализма".

Николас Мадуро прекрасно понимает, чем обернётся выполнение этого требования лично для него и для всей его камарильи. Понимают это и его ближайшие приспешники. Отступать им некуда — за спинами у них Атлантический океан. Бежать — есть куда. Но что они станут делать в рублёвских и барвихинских особняках в неведомой для большинства из них России? Да и где гарантия того, что не выдадут и оттуда, если в этой стране вдруг начнётся нечто подобное тому, что происходит сейчас у них на родине?

Ответов на эти вопросы нет. Поэтому весьма вероятно, что Николас Мадуро попытается подавить кампанию протестов силой оружия. Если же он проявит нерешительность и будет колебаться — то же могут попробовать устроить уже и без него. Таким людям, как Владимир Падрино Лопес, есть что терять. А он в Венесуэле не один такой.

* * *

Логика развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что ни один диктаторский режим не может существовать вечно. Советская империя прожила 73 года — и сдохла. Третий рейх выдюжил 12 лет — и был раздавлен жерновами Истории. Кубинский коммунистический режим существует уже почти 60 лет, но он всё же начал трансформироваться в сторону смягчения — хотя и медленно, но, судя по всему, необратимо.

Рано или поздно падёт и "тропический социализм" в Венесуэле. И как только это произойдёт, у Николаса Мадуро появится стопроцентная возможность снова оказаться в автобусе. Правда, не на шофёрском месте, а на пассажирском. Потому что автобус этот будет уже не школьный, а тюремный.

Павел Матвеев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter