Главная задача объединенной оппозиции в 2007 году – это выдвижение единого кандидата на президентских выборах. Участники коалиции "Другая Россия", не имея разногласий по этому важнейшему вопросу, пока еще не определили, каким образом будет проходить выдвижение.

Позиция ОГФ в этом вопросе предельно практична – мы должны обеспечить осуществление процедуры, которая позволит выдвинуть кандидата в президенты, имеющего максимально возможные шансы на победу. Из этого следует, в частности, что объединенный кандидат не должен быть определен договоренностями узкого круга лиц. Для того чтобы выйти во второй тур президентских выборов, ему понадобятся голоса не менее 15 миллионов российских избирателей. Логично, что на первом этапе лидер должен суметь убедить в своей состоятельности хотя бы 15 тысяч демократических активистов, представляющих разные регионы страны. Если "Другая Россия" сможет обеспечить процедуру выдвижения по прозрачным правилам и на конкурентной основе, то уже только за счет этого мы сделаем большой шаг вперед: правящий режим по своей сути не способен на такие действия. Появление "преемников" как чертиков из табакерки вызывает в обществе раздраженное недоумение или апатию ("поставят, кого захотят"), и, напротив, практическое осуществление принципиально иной модели, которая нацелена на вовлеченность граждан в политический процесс, будет воспринято позитивно даже сторонними наблюдателями, не говоря уже о самих активистах.

Пару недель назад у меня состоялся характерный разговор с пожилым участником ОГФ из Омска, который переехал в Подмосковье и зашел к нам в федеральный офис, чтобы познакомиться и узнать, как принять участие в работе организации на новом месте. Он рассказал мне, что в свое время возглавлял омский предвыборный штаб Бориса Ельцина. Было много ожиданий, надежд, и все работали на голом энтузиазме. Увы – когда победивший Ельцин приехал в Омск, он отправился разговаривать совсем с другими людьми. "Даже не остановился, чтобы пожать мне руку", - с горечью заключил мой собеседник.

Где хоть какие-нибудь гарантии, что теперь все будет по-другому? Мы уже находимся в сложной ситуации, потому что сегодня доминанты общественных настроений – скепсис, неверие и цинизм. Если же и в этот раз активу будет предъявлен лидер, "согласованный" лишь в пределах пресловутого Садового кольца, то каковы будут его реальные шансы на победу?

Любые меры могут оказаться недостаточными, но мы обязаны предпринять хотя бы наиболее очевидные из них. Правила выдвижения единого кандидата должны быть составлены теми, кто не принимает непосредственного участия в политическом процессе. "Другая Россия" объединяет не только политические организации, но и различные силы гражданского общества, среди которых немало весьма авторитетных экспертов. Уверен, что, например, Людмила Алексеева, Александр Аузан, Георгий Сатаров смогут подойти к решению этой задачи беспристрастно и компетентно. Ясно, что главных правил должно быть два: обязательство всех номинантов поддержать победителя наших внутренних выборов и принятие за основу будущей президентской кампании "Программы гражданского согласия", которую пишут эксперты "Другой России". Проект этого документа опубликован на многих сайтах в Интернете – например, на сайте ОГФ, там же его можно и обсудить.

Открытым остается вопрос, как именно проводить выдвижение, обсуждение и голосование. На наш взгляд, критически важно, чтобы в этом процессе основную роль играли региональные конференции демократических активистов, сформированные по образцу федеральной "Другой России", состоявшейся летом прошлого года. Здесь многое зависит от инициативы региональных лидеров – в частности, от руководителей организаций ОГФ.

Первые прецеденты уже созданы. В феврале состоялись конференции "Другой России" в Нижнем Новгороде и Мурманске. При этом в столице Поволжья катализатором процесса стала НБП, а в Заполярье результат был достигнут главным образом благодаря усилиям мурманского отделения ОГФ. По приглашению его руководителя Елены Васильевой на конференцию 24 февраля приехал Гарри Каспаров.

Показательно, что конференция состоялась в том же зале, где за три дня до этого выступал Геннадий Зюганов. В связи с этим, возвращаясь к разговору о том, как добиться максимальных шансов на победу, замечу, что привлечение на свою сторону КПРФ и "Яблока" – важная тактическая цель "Другой России". Причем едва ли ее достижение возможно путем переговоров с лидерами этих партий. Зюганов как в Мурманске, так и в Петербурге (где он также побывал в эти дни) сделал все, для того чтобы местные обкомы КПРФ дистанцировались от "Другой России". Питерский вояж лидера КПРФ начался с посещения Смольного, откуда он приехал к своим коллегам с красноречивой установкой: "Антинародный режим критикуем, губернатора Матвиенко не трогаем". Под давлением Зюганова коммунисты Петербурга не только отказались от участия в Марше Несогласных 3 марта, но и позорным образом заявили на этот день и это же время собственное уличное мероприятие.

В Мурманске обком КПРФ, первоначально планировавший принять активное участие в конференции "Другая Россия", также отказался от этого намерения. Принципиальную позицию проявил лишь областной депутат Василий Калайда, который стал одним из основных докладчиков мероприятия. С письмом поддержки к конференции обратился также член КПРФ и участник ОГФ Валерий Яранцев – капитан рыболовного судна, получивший федеральную известность после инцидента с норвежскими инспекторами. В зале присутствовали десятки рядовых мурманских коммунистов, которые с одобрительным интересом выслушали выступление Гарри Каспарова. Наряду с этим активное участие в конференции приняли НБП, молодежное "Яблоко", а также целый ряд гражданских организаций, в числе которых, например, мурманский союз ветеранов войны в Афганистане. (Его активисты обеспечивали порядок на конференции – возможно, именно по этой причине прокремлевская молодежь из "Молодой гвардии" предпочла воздержаться от анонсированных акций против "американского шпиона" Каспарова.)

Создание региональных структур "Другой России" - это реальный шанс начать практическое взаимодействие с оппозиционно настроенными активистами и региональными лидерами "системных" партий. Кроме того, именно таким путем мы сможем наполнить процедуру выдвижения единого кандидата реальным содержанием. Не стоит опасаться того, что такая процедура займет слишком много времени: гораздо хуже, когда главный вопрос решается кулуарным соглашением.

Денис Билунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter