Вообще—то меня этот вопрос мучает.
Я открытия — закрытия не смотрю никогда. Даже в 1980 году не смотрел, кажется. А в этот раз решил взглянуть.
Представление меня обескуражило.
Во-первых, почему история?
Во-вторых, почему она получилась такая?

Очень понравилась часть про рыбу-кита, но это ведь не об истории, это о некоем мифологическом образе, о народном сказании, то есть о сказке. Это прекрасный и глубокий сказочный образ Руси — России.
Но "сказка — ложь" по определению, хоть в ней и намек.
А вот когда рисуется ложная картина истории — это уже не так безобидно.
Я бы вообще истории сегодня всячески избегал.

Да, был дворянский мир XIX века.
Но ведь это был дворянский мир, не народный. То есть это не вполне наша, не вполне гражданская история.
Граждане-то в этом мире были в крепостном рабстве.
А культурная часть дворянства, описание жизни которой и составляет миф о чудесной дворянской России, было против этого рабства. Заодно оно отрицало самодержавный деспотизм и навязываемое идеологическое единообразие.

Если вы помните, прекрасная Наташа Ростова стала женой Пьера, замешанного в каких-то тайных сообществах.
Изобразить Россию XIX века без этого нельзя.

Да, была Россия первой половины XX века.
Но это был не только мир Малевича, абстрактного искусства и красных машин.
Это был мир классовой борьбы, уничтожения среднего крестьянства как класса, уничтожения царской интеллигенции как сомнительной прослойки, это был мир диктатуры, идейной и политической, которая катком прошлась по человеческим судьбам и жизням.
И за всем этим была подготовка решительной и окончательной войны с миром капитализма.

Так что это не чисто красный, это черно-красный мир. Страшный, уничтожающе бесчеловечный отрезок нашей истории.

А вот Россия второй половины XX века совсем не была такой беленькой, веселой и благостной. Если бы все было именно таким, как нам показали, СССР не пришел бы к своей политической революции и погибели в 1991 году. Скорее эта эпоха была серой. А небольшой цветной период, неразрывно связанный с политической оттепелью, очень быстро закрасился тусклыми, скучными, беспросветными, а главное — бесконечно лживыми оттенками брежневского "развитого социализма".

Наконец, нечем нам пока похвастаться и в постсоветский период.
Ну, кроме перераспределения государственной собственности в пользу олигархов.
Мы еще только осваиваем свободную жизнь, и большинству она в таком виде, как сейчас, не очень нравится.

Слишком много злости, слишком много зависти, слишком много благ одним и мало другим, слишком велико возникшее в результате социальное неравенство. И слишком опасным кажутся укрепляющиеся вследствие разочарования тенденции к деспотизму и тоталитарному единообразию.

О нашей истории очень трудно рассказывать. Она — скорее урок, чем предмет радости и гордости.

При этом у устроителей все начинается как бы с Петра Великого.
Но, простите, Петр Великий построил город на Неве как базу для флота, военного и торгового, как окно в Европу, к европейским культурным и техническим достижениям, как город для дела.

Путин тоже как бы построил новый город — Сочи. Как базу для элитного спорта и приятного элитного же досуга.
Ощущаете разницу?

Я собирался смотреть игры и радоваться.
А мне предложили не просто болеть и получать удовольствие, мне предложили некую концепцию русской истории.

И меня она категорически не устраивает.
Вместо развлечения я получил шок от вранья.

А вопрос у меня простой: Обязательно было совершать этот экскурс в историю? Таково требование Международного Олимпийского комитета? Или это была наша личная инициатива?

Зачем они втянули в идеологическую борьбу Зимние Олимпийские Игры?
Кому они хотели угодить?

Валерий Савельев

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены