Насчет уходящей за горизонт череды поздравлений Пугачевой с юбилеем, пожалуй, соглашусь с Митрохиным.

Нынешняя публичная позиция примадонны советско-неосоветской эстрады не может не вызывать уважения. Недооценивать эту позицию нельзя: для поколения 50+ пугачевский бунт - основательный холодный душ, такое дорогого стоит.

Но также не стоит забывать о том, что Пугачева много лет была частью системы. Только смотрящим она была не за лесом-золотом-нефтянкой, а за эрэфийской эстрадой. И, несомненно, во многом благодаря ей эта эстрада превратилась в окаменевшее переплетение Киркорова с Борисом Моисеевым, в тот самый не кончающийся 1987-й год, помянутый Митрохиным.

Требовать "покаяния" в духе BLM и большевицкого "разоружения перед партией" было бы нелепо. Люди имеют право меняться, и всякого, честно порвавшего с режимом и выступившего против него, следует приветствовать. Особенно если это его выступление имеет очевидную практическую ценность (а в случае Пугачевой - имеет).

Но, не требуя "покаяний" и "разоружений", забывать о прошлых делах и маршрутах нам ни в коем случае не стоит...

* * *

Николай Митрохин:

Про Пугачеву - вдогонку к юбилею.

Для меня есть четыре разные Пугачёвы.

Первая - в 1970-е. Поколение моих родителей. Яркие, внутренне уже свободные и скептичные к власти и обществу люди. Пугачёва тогда пела в потрясающем вокальном диапазоне и разнообразные вещи. Действительно отделившись от довольно закостенелой эстрады 1960-х. Многие вещи того раннего периода и сейчас можно слушать с большим удовольствием.

Вторая - в 1980-е. Такая управдомша/бухгалтерша на эстраде, зычным голосом поющая томные шлягеры о любви под музыку Раймонда Паулса. Воплощение официоза - вещающая из каждого утюга. Невыносимая.

Третья - в 1990-е-2010-е. Собственно от музыки у неё в этот период осталось пара хитов спетых уже "нормальным" голосом и с какими-то попытками понравится более молодой аудитории. Но главное, она стала бандершей российской экстрады, контролировала не только главные сцены, но и (с 2000-х) телевидение, породив тошнотворный стиль путинского старческого гей-музик-ТВ, от которого за версту несло мертвечиной, искусственными цветами и блестками. И который, что важнее, не допускал до больших эфиров свежие и перспективные музыкальные проекты, заморозив эстраду на уровне 1987 года (ну плюс Басков и Лепс, куда же без них).

Четвертая - которая снова всем нравится, человек не побоявшийся в возрасте за 70 радикально изменить свою не только внешность, но и судьбу, вставшая в оппозицию к режиму, смелая и умная.

Да, нам нравится первая и последняя, но я не могу забыть и вторую, и, главное, третью.

Димитрий Саввин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены