Основные версии убийства сейчас подразумевают, что личность и деятельность Анны Политковской играли ключевую роль в ее убийстве, что убийство было направлено лично на нее, так сказать. Тем самым авторы версий исходят из негласного допущения, что заказчиком является кто-то из персонажей ее статей. Поэтому версий оказывается три:
    а – предотвратить будущую публикацию;
    б – отомстить за прошлые разоблачения;
    в – "подставить" и скомпрометировать вероятного мстителя (Рамзана, каких-нибудь федералов или самого ВВП).

Хочу, однако, напомнить, что могут быть убийства, которые являются не финальным актом драмы, но ее зачином, где убийство – не самоцель, но первый шаг в многоходовой игре. Убитый оказывается пешкой в сложной игре, цель которой – вовсе не "съесть" пешку, но получить некий приз. Каков же возможный выигрыш, если предположить, что Анна Политковская в этой игре – только пешка?

По условиям задачи нам дано:

  • - неумолимая смена первого лица в 2008 г.;
  • - столь же не обсуждаемая необходимость для правящей группы сохранить свою собственность и позиции;
  • - "правящая группа" на самом деле не едина, но в ней идет борьба кланов за 8-летнее наследство;
  • - выбор средств для сохранения власти не ограничивается ни моралью, ни уголовным кодексом;

Вопрос: при таких условиях задачи - что же надо предпринять тому клану, который хочет гарантированно захватить наследство ВВП как вожделенный приз?

Вспомним, при помощи каких чудовищных провокаций был приведен ВВП на престол. Кстати, убийство двух с половиной сот москвичей, похороненных под обломками рухнувших домов, разумеется, тоже не было самоцелью. Просто теперь мы знаем, что в принципе нет такого преступления, которое не мог бы совершить хотя бы один из ныне правящих кланов. Кроме того, мы теперь знаем почерк преступников: создание чрезвычайной ситуации (ЧС), которая позволяет захватить инициативу. При условии, что эта ЧС возникла и развивается под контролем. Вторым условием является единство общественного мнения по поводу этой ситуации. Так появилась Чечня-99.

Особенности такой ЧС могут сколь угодно широко варьироваться. Повторить сюжет 99-го года сейчас уже напрямую невозможно. Однако схема действия (почерк) останутся прежними. Какие же действия по этой логике должен предпринять преступный клан?

Ему будет необходимо создать внезапную, но хорошо контролируемую ЧС. Это позволит перехватить инициативу у более "вегетарианских" кланов, отнять у них козыри. Кроме того, необходимо получить поддержку в общественном мнении, легитимизировать перехват власти. Сейчас, за полтора года до дня Х, начинается лихорадочный поиск варианта такой ЧС, пробные прогоны. Почти внезапно и как бы на ровном месте возникшая анти-грузинская кампания только на первый взгляд кажется нелепостью и бредофарсом. Это репетиция такой ЧС, а заодно и смотр сил сторонников и исполнителей. Решаются тут, конечно, и попутные задачи: переключить внимание с разложения российской власти на грузинские ларьки.

Возможно, не все так гладко пошло в этой спецоперации, может быть, решили параллельно проверить и другой сценарий – на пригодность других шокирующих общество событий, например, вариант убийства политических знаменитостей. Это дает возможность уточнить две вещи. Первая: легко ли переключить внимание общества? Вторая: какова же его, общества, реакция – безразличие, страх или возмущение? Самое прискорбное, что любой из этих трех видов реакции позволяет преступному клану собрать нужный урожай. Просто сценарии пропагандистского обеспечения будут несколько отличаться.

Если предложенная логика верна, это означает, что мы находимся лишь в самом начале вереницы громких политических убийств. Меньше всего хотелось бы оказаться провидцем, но представьте себе, что за несколько месяцев до так называемых выборов-2008 неизвестные расправляются один за другим с лидерами оппозиции, а заодно с парочкой строптивых чиновников. Разве общество станет протестовать против введения чрезвычайного положения, при котором никакие выборы уже невозможны?

Конечно, есть еще "фактор ВВП". Вряд ли ему понравится такой сценарий, который лишает его свободы уйти с поста. Вспомним, однако, что, по косвенным данным, вовсе не ВВП лично распоряжался насчет "черного сентября"-99. Этот вопрос решили без него и за него. Вспомним также, что убийство Анны Политковской произошло в его день рождения, что трудно считать случайностью. В рамках предложенной логики это надо понимать как своеобразную "черную метку" для него, смысл которой таков: это только начало, если вздумаешь уйти, последует продолжение. Каким же может быть продолжение помимо уже упомянутых ужасов?

Точный список имен предназначенных на заклание жертв может меняться в одну или другую сторону. Однако в этом списке не хватает одного – главного – имени: самого ВВП. В стране, хорошо подготовленной ужасом и растерянностью из-за вереницы убийств, не будет хватать только одной завершающей детали – гибели первого лица, чтобы его убийцы-наследники получили карт-бланш делать со страной все, что вздумается. Кроме того, кто-нибудь знает случай, чтобы вождь людоедского племени просто вышел в отставку? Съесть бывшего вождя – почетная миссия людоедов.

Игорь Жордан

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter