Российский сегмент блогосферы до последнего времени оставался той небольшой площадкой, где каждый мог свободно высказать свое мнение, не опасаясь за последствия. Неслучайно российская часть Живого Журнала и другие блоги почти с самого момента их появления оказались гораздо политизированней, чем, скажем, в США или Европе. Что доказывает: потребность в свободном обмене мнениями в россиянах не умирала, несмотря на все уверения прокремлевских "аналитиков" в обратном. Подавленная на телевидении, радио и в печатных СМИ свобода слова продолжала существовать на страницах Интернета. А если учесть, что блоги составляют новую специфичную часть интернет-пространства, где смыкаются традиционные медиа-ресурсы и личные страницы пользователей, то есть возможностей для самовыражения автора там больше, то блоги волей-неволей должны были стать важным частью общественной жизни в России.

Так оно, собственно, и получилось. Уже больше года именно блоги у нас, помимо прочего, становились источниками горячих новостей (вспомним хотя бы Кондопогу и "Марши несогласных"). Оппозиционные объединения координировали через блоги свою деятельность и распространяли информацию о преступлениях режима. Ясно, что эта ситуация не могла устроить власть.

Кремль давно имеет зуб на интернет, но если раньше стратегия борьбы с ним заключалась в прямолинейных попытках законодательного ограничения свободы слова и выражения в сети (которые все время наталкивались на общественное неприятие), вкупе с одиночными показательными процессами против владельцев неугодных сайтов вроде пародийного поклонника чеченских сепаратистов Бориса Стомахина.

Поворотным моментом стало скандальное дело Тараса Зеленяка из Новосибирска, которого 16 июля 2007 года признали виновным в разжигании межнациональной розни за единичное высказывание на интернет-форуме. Тарас не был владельцем ресурса или членом оппозиционной организации, и это самый существенный момент. Хоть у нас и не прецедентное право, но стало понятно, что теперь каждый пользователь сети с российским гражданством может оказаться под судом за выражение своего мнения или за творчество на обычном форуме или в блоге. К попыткам законодательного ограничения свободы слова в сети добавились силовые действия спецслужб и "басманное" правосудие.

Последние события подтвердили нашу гипотезу о силовом варианте решения проблемы с форумами и блогами. Еще в апреле 2007 года органы по наводке известного поклонника цензуры в сети – депутата Алксниса – завели дело на пермского блоггера Дмитрия Ширинкина, который от имени своего персонажа пообещал убить студентов местного политеха. При этом, в информации о владельце журнала Ширинкина, как и положено, есть упоминание, что блог является литературным произведением и не стоит отождествлять автора с его лирическим героем. Кстати, Дмитрий недавно получил премию за "лучший блог Пермского края". Впрочем, все это не помешало прокурору Перми Александру Дерышову подписать обвинительное заключение по делу Ширинкина. В ближайшие дни должен состояться суд над блоггером.

Тем временем, в обвинительное заключение Пермской прокуратуры стоит вчитаться всем. Впечатление такое, что эти люди вообще не знают, что такое Интернет, а на дворе 1937 год: "В осуществление своего преступного умысла, Ширинкин Д.В., понимая, что его действия носят заведомо ложный характер, представляют общественную опасность, которая выражается в нарушении нормализации работы государственных органов и учреждений, а также прав и интересов отдельных граждан, из личных побуждений, в тот же день, 21.04.2007 года около 22 часов 10 минут, находясь у себя дома по вышеуказанному адресу, и использовав компьютерную технику, в сети Интернет, через программу "Семаджик", отправил на американский сайт "www.livejournal.com", на личную страницу "www.tetraox.livejournal.com" заведомо ложное сообщение об опасности гибели людей следующего содержания".

Другая драматическая история разыгрывается к северу от Перми, в Республике Коми, где студента Савву Терентьева пытаются осудить за "возбуждение ненависти, либо вражды, а также унижение человеческого достоинства". Савва от имени своего персонажа 15 февраля этого года позволил себе негативное высказывание в адрес милиции. Высказался студент, между прочим, даже не у себя в блоге, а откомментировал чужую запись. Вскоре после этого прокуратура Коми начала расследование "преступления века".

Сегодня закончено предварительное следствие по этому "сложному и запутанному" делу. Но исход его, скорее всего, ясен уже сегодня. Советник прокурора Коми по связям со СМИ Юрий Князев без лишних условностей объяснил позицию прокуратуры в разговоре с корреспондентом "Коммерсанта": В Интернете поотключали все тормоза, все что хочешь могут написать. А это преступление".

Судебные преследования блоггеров - не единственная технология обуздания блогосферы сверху. Недавнее провокационное видео с "казнью таджика и дагестанца", имеющее своим источником Живой Журнал, на поверку также может оказаться звеном в хитроумной комбинации по установлению контроля над блогами. Еще пара таких "казней" в Рунете и какой-нибудь высокий государственный муж, руководствуясь исключительно соображениями защиты Отечества от внутренних врагов и американских шпионов, потребует ввести в блогах цензуру. А доступ к неподцензурным площадкам, да еще и расположенным во вражеских США, закрыть, от греха подальше. Думаете, наше серое думское большинство за это не проголосует?

Очевидно, что зачистка информационного поля перед грандиозной спецоперацией "выборы 2008" началась. Дела Терентьева и Ширинкина – только пробные шары. Так власти на региональном пока уровне обкатывают технологию расправы с неугодными блоггерами. Если Терентьева и Ширинкина действительно признают виновными и осудят, а общество привычно промолчит в ответ на произвол, можно считать, что обкатака прошла успешно. И тогда в одно прекрасное утро перед "выборами" Живой Журнал станет Мертвым. А тысячам и тысячам несогласных останется только выходить на улицу, потому что иной формы выражения протеста режим не оставляет.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter