15 лет назад, 30 ноября 1992 года, Конституционный суд России признал в основном соответствующими Конституции указы о прекращении деятельности Коммунистической партии Советского Союза и компартии РСФСР, изданные в 1991 году президентом России Борисом Ельциным. Производство по ходатайству ряда народных депутатов России о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР Конституционный суд прекратил. Он мотивировал свое решение тем, что эти партии были распущены и фактически распались.

Не все судьи согласились с решением большинства. Некоторые сочли, что президент России, распустив КПСС и КП РСФСР, превысил полномочия. Согласно же особому мнению судьи КС Анатолия Кононова, напротив, «Конституционный Суд был обязан исследовать и оценить с точки зрения конституционности все решения и деяния КПСС. Хотя и совершенные в прошлом, за пределами действия настоящей Конституции Российской Федерации, к моменту пресечения деятельности КПСС Указом Президента от 6 ноября 1991 года конституционные нарушения продолжали сохранять актуальный характер, последствия их не были устранены, они не подвергались судебной оценке и, следовательно, не повлекли для субъекта какой-либо юридической ответственности». «С момента незаконного захвата власти в октябре 1917 года организация, переименованная впоследствии в КПСС, становится государственной партией, единолично удерживающей в своих руках рычаги государственной власти, определяющей все стороны государственной, общественной и личной жизни граждан», — подчеркнул Кононов. Многие другие люди демократических взглядов также были разочарованы слишком умеренной позицией Конституционного суда.

Сегодня мы сталкиваемся с последствиями решения по «делу КПСС». Если бы КПСС и КГБ были объявлены преступными организациями, а их функционеров подвергли бы люстрации, то есть запретили бы им работать на ответственных государственных должностях, ни Путин, ни фактически сделавший его президентом Ельцин не могли бы руководить страной. И что не менее важно — от власти были бы отсечены очень многие нынешние номенклатурщики. Люди, имеющие комсомольско-партийное и гебистское прошлое, а также эфэсбешное настоящее. Те, кто привел страну к сегодняшнему положению.

В ближайшее время новый суд над КПСС вряд ли будет проведен. А когда Россия изменится, и такой процесс станет теоретически возможен, главной его задачей могла бы стать правовая оценка деятельности КПСС и советских руководителей — в назидание потомкам. Возможно, если бы она была дана в 1992 году, сегодня общество более критически воспринимало бы ложь кремлевских пропагандистов о «героическом прошлом». И не стало бы так спокойно относиться, например, к празднованию Дня чекиста.

Однако если через какое-то время суд над КПСС все же состоится, вряд ли будет смысл подвергать люстрации ее бывших функционеров. Из-за преклонного возраста они будут уже не слишком опасны для общества. Чекисты в среднем были моложе, и здесь нужен избирательный подход.

Сегодня многим кажется, что Россия возвращается в советское прошлое. Это не так. Российская политическая система напоминает советскую своей авторитарностью, ей присущи даже некоторые признаки тоталитаризма. Но это типично и для многих других антидемократических режимов.

Стоит напомнить об одной из главных особенностей так называемого реального социализма по сравнению с прочими политико-экономическими формациями. Хотя представители высшей партийной номенклатуры были обеспечены гораздо лучше, чем население в целом, экономикой они только управляли (управляли отвратительно, однако сейчас речь о другом). Экономические активы не были их собственностью, а госдачи по наследству не переходили. Даже если представить, что советскую экономическую систему можно восстановить, нельзя не понимать: это противоречило бы коренным интересам правящей сейчас группировки, стремящейся присвоить все крупнейшие хозяйственные объекты.

Так что советский социализм уже никогда не вернется — как говорится, фарш невозможно провернуть назад, и мясо из котлет не восстановишь. В результате гибели едва начавшей зарождаться демократии Россия превращается не в новый «совок», а во что-то вроде банановой республики, только бананы здесь привозные.

Сегодня все более актуальной становится правовая оценка деятельности нынешней власти. Представители новой российской номенклатуры уже сделали много такого, что должно стать материалом для судебного разбирательства. Прежде всего, это война против собственного народа, начатая ими в 1994 году в Чечне и с тех пор распространившаяся на значительную часть Северного Кавказа.

Если открыть Конституцию, можно найти множество статей, которые нарушает российская власть. В России проводятся управляемые выборы — последние, прошедшие 2 декабря, наверное, поставили рекорд в этой области; здесь не было действительно демократической смены власти. Это нарушает положения статей 1 (Россия — демократическое государство), 3 (народовластие, свободные выборы, запрещение захвата и присвоения власти), 32 (право избирать и быть избранными). Фактический запрет референдумов противоречит статье 32. Исполнительная власть управляет законодательной и судебной — это не соответствует статье 10 (разделение властей). Оппозиционные партии подавляются и распускаются — нарушается положение о многопартийности статьи 13. Власть фактически монополизировала самое массовое средство информации — телевидение, что противоречит статье 29. Систематические запреты мирных митингов и маршей, задержания их участников и нападения на них ОМОНа нарушают статьи 31 (свобода, собраний и митингов и шествий), 21 (запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего обращения) и 22 (право на свободу и личную неприкосновенность).

Статья 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Между тем, неизбежным итогом ущемления государством гражданских и политических прав россиян стало попрание их элементарных человеческих прав, а также прав социально-экономических.

Только перечисление нарушаемых властью статей второй главы Конституции «Права и свободы человека и гражданина» заняло бы немало места. О ситуации в этой сфере косвенно, но вполне определенно свидетельствуют решения Европейского суда по правам человека. Из них следует, что Россия нарушает права своих граждан, провозглашенные Европейской конвенцией (и Конституцией России) — такие, как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, право на справедливый суд и эффективное средство правовой защиты. А ведь в Страсбург обращаются лишь немногие из тех, чьи права нарушила власть.

Хотелось бы надеяться, что когда Россия станет демократической, Конституционный суд или другой полномочный орган даст заключение о деятельности таких институтов сегодняшней России, как президент, кабинет министров, Федеральное собрание, ФСБ, МВД, Генпрокуратура, партия «Единая Россия», которая входит в административную вертикаль и, подобно КПСС, не является партией в нормальном смысле слова. И вынесет решение о люстрации в отношении нынешних российских функционеров.

Конечно, суд над чекистской группировкой невозможен, пока она находится у власти. Но это не значит, что документальные свидетельства нарушения Конституции зря откладываются в архивах правозащитных и оппозиционнных организаций. Если такой процесс состоится, эти доказательства будут как нельзя кстати.

Дмитрий Беломестнов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter