Когда в очередной раз кто-нибудь искренне изумляется цинизму российской власти, я только пожимаю плечами. Неужели до сих пор не было ясно, какого рода режим существует в стране? По-моему, удивление вызывают те, кто всерьез ждет от этой власти проявлений гуманности.

Вечером 9 октября стало известно, что Михаил Ходорковский в очередной раз отправлен в карцер, на этот раз на 12 суток. Официальная причина: нарушение правил получения и приема писем. Под этой канцелярской формулировкой скрывается интервью экс-главы "ЮКОСа" писателю Борису Акунину для журнала Esquire. Интервью действительно проходило в эпистолярной форме, что и дало повод администрации СИЗО обвинить Ходорковского в нарушении правил. Между тем адвокаты заключенного утверждают, что никаких "незаконных" писем их клиент не получал. Согласно законодательству, заключенный имеет неограниченное право общаться со своими защитниками, которые могут зачитывать ему любые документы и записывать с его слов все, что посчитают нужным для дела. Ясно, что Акунин брал интервью через адвокатов и что никакой переписки, нарушающей тюремные правила, не было. Это подтверждается отсутствием каких-либо улик, свидетельствующих о провинности Ходорковского.

Нарушением прав человека в российских СИЗО, конечно, никого удивить нельзя. Не в первый раз сидеть в карцере и Михаилу Борисовичу. Однако есть некоторые обстоятельства, заставляющие расценивать это событие как экстраординарное. Стоит начать даже не с политики, а с чисто человеческих отношений. Впрочем, сегодня они — тоже политика.

9 октября 2008 года – день золотой свадьбы родителей Ходорковского. Широко известным стало обращение матери самого известного заключенного к президенту Медведеву, которая она сделала через СМИ. Марина Филипповна попросила главу государства сделать ей "свадебный" подарок: освободить сына из тюрьмы осенью. Можно считать это обращение наивным, но тем не менее оно было. О том, что 9 октября — знаменательная дата для семьи Ходорковских знали все, кто курирует "дело" бывшего олигарха. Скорее всего, об этом было известно и "на самом верху". И вот, пожалуйста, получите родители подарок. За несколько дней до "свадьбы" известие об отказе в досрочном освобождении сына, аккурат к юбилею – новость об очередном заключении в карцер под надуманным предлогом. Что это, если не откровенное издевательство, если не месть самого низкого пошиба?

С тех пор как в России был избран новый президент, в СМИ муссировались слухи о скором выходе экс-главы "ЮКОСа" на свободу. Якобы Медведев где-то смутно намекал, что не против такого развития событий. Видимо, эти слухи появились на почве распространявшегося тогда мифа об "оттепели". На самом деле Медведев нигде ни на что не намекал. Он в точности повторял те же слова, что и Путин. Дескать, все в деле "ЮКОСа" решит суд. Однако слухи об "оттепели" просочились и сквозь тюремные стены. Вероятно, этим и объясняются несколько последних заявлений Ходорковского, неприятно удививших многих его сторонников. В частности, бывший олигарх поддержал действия России в Грузии и высказался в пользу сотрудничества демократических сил с властью. В интервью Акунину Ходорковский говорил о необходимости в России сильного государства, сбалансированного развитым гражданским обществом. "Задача, стоящая перед сегодняшней властью и демократическим сообществом, крайне сложна: вырастить демократические институты и веру в них, не разрушая изначально веру в государство, как "высшую силу".

Верит ли сам Ходорковский в возможность такого сотрудничества или это высказывание — "военная" хитрость? Не исключено, что слухи об "оттепели" вызвали у него робкий оптимизм. Однако "военная" хитрость кажется мне все же более вероятной версией. Как бы то ни было, месседж Кремлю и либералам был отправлен. И смысл его был на руку власти. Именно поэтому известие о жестоком наказании Ходорковского у многих вызвало удивление. Ведь в карцер он был отправлен именно за интервью Акунину. Получилось, что Ходорковский протягивал власти руку и получил по ней линейкой. Как это понимать? Да очень просто. "Не будет какой-либо оттепели или какой другой политической слякоти". Место либералов и прочей оппозиции у параши.

Я выражаюсь грубо, но это буквальный смысл ответного месседжа власти Ходорковскому.

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter