Не хотелось бы показаться излишне ворчливым, но лично у меня от минувшей телевизионной недели сложилось устойчивое впечатление топтания на месте.

Это относится даже к церемонии вручения главной профессиональной премии "ТЭФИ", которая впервые проходила в Санкт-Петербурге. Конечно, отрадно, что лучшей информационной программой была признана действительно заслужившая это программа "Новости 24" с канала РЕН ТВ. Приятно и то, что профессиональные премии также получили авторы этого канала: Марианна Максимовская и Михаил Осокин. Но мне почему-то показалось, что эту "уступку" пожеланиям телевизионной общественности организаторы конкурса постарались по возможности замаскировать соответствующим оформлением.

Так, награды лауреатам, чье творчество в определенной мере характеризуется "несогласием" с порядками и стилистикой официального российского телевидения, вручал ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев. По утверждениям некоторых участников церемонии, с которыми мне удалось побеседовать, присутствие этого господина, напрямую связанного с развязанной сегодня травлей декана факультета журналистики СПбГУ Марины Шишкиной, было неуместно. Тем более что петербургская общественность твердо уверена в том, что причиной травли Шишкиной стала ее критика в адрес ректора СПбГУ, который является, как известно, "любимым учителем" нашего президента. Поэтому

получение каналом РЕН ТВ премии из рук Николая Кропачева было двусмысленным.

Дескать, вы можете говорить что угодно до тех пор, пока мы позволяем вам это делать.

Не говорю уже о том, что вручение премий смелому и острому каналу проходило под аккомпанемент славословий в адрес советского телевидения, прозвучавших из уст культовых дикторов той поры: Анны Шатиловой и Евгения Кочергина. Они заявили на открытии церемонии, что качественный прорыв современного российского телевидения стал возможен благодаря прошлым успехам, в первую очередь достижениям советского телевидения.

Согласен с тем, что прямыми наследниками официозного и зашоренного советского телевидения можно считать программы "Судите сами" (Первый канал), "Национальный интерес" (канал "Россия") или "Постскриптум" ("ТВ Центр"). Но называть честные и объективные новости канала РЕН ТВ "продолжателями дела", скажем очень мягко, лукавого советского вещания было бы по меньшей мере абсурдно.

Кроме того, очень хотелось бы спросить: где уважаемые ветераны увидели "качественный прорыв современного российского телевидения"? Мне, например, показалось, что большинство даже премьерных программ недели оказались на удивление вторичными. Их авторы уныло отрабатывали приемы, когда-то слывшие оригинальными, но сегодня безнадежно устаревшие.

Так, талантливый Максим Кононенко в своей новой программе "Коллекция глупостей" (канал НТВ) с той или иной степенью остроумия пересказывал забавные случаи из российской действительности. Беда в том, что большинство этих случаев произошли несколько месяцев назад и о них уже не раз рассказали другие телеканалы, не говоря уже о печатных средствах массовой информации. Поэтому

программа смотрелась донельзя архаично.

Что же касается стилистики, то понять, чем отличается эта передача от программы, скажем, "Русские не сдаются" было решительно невозможно.

То же самое относится и к премьерному ток-шоу на Первом канале под названием "Участок". Начнем с того, что идея передачи, в которой "умные люди" советовали бы доверчивым телезрителям, как поступать в той или иной затруднительной ситуации, тоже стара как мир. Кажется, подобные передачи появлялись еще на том же советском телевидении. Вероятно, они будут появляться и впредь. Успех здесь возможен лишь при соблюдении двух условий. Совет "умного человека" должен быть действительно оригинальным, или, как сейчас говорят, эксклюзивным. А ситуация, по поводу которой дается этот совет, должна быть по-настоящему нестандартной, возникшей, что называется, на днях и еще не имеющей привычных решений.

Однако ведущая программы Анастасия Мельникова и ее гости не стали соблюдать этих очевидных условий.

В качестве примеров они взяли хорошо известные в обществе ситуации, а для их разрешения предлагали набор очевидных банальностей.

Например, в первой передаче цикла разговор шел о телефонных аферистах, которые путем шантажа и угроз выманивают деньги у людей, чьи близкие якобы попали в беду. Чтобы избежать этой ситуации, гости программы посоветовали телезрителям поскорее связаться со своими родственниками и узнать, действительно ли они попали в какую-то переделку.

Нечего сказать, дельный совет! Сами мы никогда бы не додумались.

Скорее всего, передача будет совершенствоваться. Но пока с таким набором штампов на успех рассчитывать нечего.

Крайне разочаровало возвращение на большой телеэкран кудесника начала 90-х годов Анатолия Кашпировского. Это оказалось тем более обидным, если учесть, что программу "Сеанс Кашпировского" на канале НТВ делает одаренный режиссер Сергей Краус, явно склонный к качественной научной публицистике. Но вместо оригинального продукта получился бледный клон мистической линейки канала: программ "Максимум", "Ты не поверишь", "Русские сенсации", "Чистосердечное признание" и им подобных. Причем

если в названных выше программах иногда еще даже можно рассмотреть элементы оригинальности, то в "Кашпировском" эксклюзивом даже и не пахло.

Тот, кого в свое время называли выдающимся психотерапевтом, а сейчас закадровый голос почтительно именует доктором, в течение всей передачи сидел перед экраном монитора и демоническим голосом комментировал чужие и столь же банальные сюжеты. Остальное довершила компьютерная графика, рассчитанная, извините, на не очень взыскательного зрителя, подуставшего к вечеру воскресенья.

Словом, возвращения "гения психотерапии" пока не получилось. На экраны вернулся порядком потрепанный и, скажем честно, косноязычный колдун провинциального масштаба.

Сказанное выше не означает, однако, что картина телевизионной недели оказалась однозначно беспросветной. Коротко отмечу три светлых, на мой взгляд, момента.

Все тот же неугомонный Леонид Млечин в фильме "Большая провокация" ("ТВ Центр") в очередной раз разоблачил провокацию, вершащуюся на наших с вами глазах. Сегодня историки и политики с пеной у рта отрицают даже малейшую вину Советского Союза в развязывании Второй мировой войны. Млечин ответил фальсификаторам языком документов. Он процитировал директиву Коминтерна, заявившего сразу после начала войны, что "международный пролетариат не может и не должен защищать фашистскую Польшу". А также рассказал, что Сталин распорядился накануне ввода советских войск в Польшу "стремительным ударом разгромить войска противника". Напомню, что результатом "стремительного удара" стал окончательный разгром Польши и совместный парад победителей – частей Красной армии и войск вермахта.

Предлагаю читателям вновь самим для себя решить,

является ли этот приказ объявлением войны и не означает ли он то, что 17 сентября 1939 года Советский Союз вступил в войну однозначно на стороне фашистской Германии?

Второй отрадный момент. В программе "Честный понедельник" (канал НТВ) депутат Госдумы Геннадий Гудков заявил, что в России нынешняя власть не может не воровать, в результате чего мы сегодня получили прогнившее общество, которое может рухнуть в любой момент. Давно мне не приходилось слышать столь резкой и столь справедливой критики власти из уст официального лица. Если вообще приходилось когда-либо слышать такое.

Наконец, героем телевизионной недели я предлагаю признать президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского. В программе "Народ хочет знать" ("ТВ Центр")

Глеб Олегович на хорошем русском языке четко заявил, что "свободу не дают, ее берут", и призвал россиян не отдавать ни одного из тех прав, что положены им по закону.

Напомню, что точно такое же высказывание стало поводом для преследования новороссийских правозащитников со стороны наших доблестных и вездесущих спецслужб. То, что эти слова прозвучали из уст близкого к высшей власти человека, придает им совершенно иную окраску.

Не означает ли это, что Кремль дал команду "на штурм", которая была бы для него, понятное дело, равносильной коллективному самоубийству?

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter