Спустя год после убийства, в деле Литвиненко осталось только два открытых вопроса. Козни Березовского, равно как и сказки о том, что Литвиненко сам себя отравил, я, как и все разумные люди, отметаю.

Вопрос первый: санкционировал Владимир Путин ликвидацию Литвиненко или это сделали его подручные по собственной инициативе? Вопрос второй: что означал выбор такого необычного средства убийства, как полоний-210? Иначе говоря, была ли, кроме ликвидации беглого сотрудника, еще и цель припугнуть англичан?

На первый вопрос после изучения всех обстоятельств дела я готов ответить положительно. Да, президент санкционировал. Дело не в каких-то особенных злодейских свойствах господина Путина, а в самих принципах функционирования государства. Принять решение о спецоперации такого уровня может только первое лицо. Так устроена любая иерархическая система. Если бы Литвиненко убили в обход решения президента, это бы называлось "заговором против главы государства". Неизбежно последовали бы репрессии против заговорщиков или разрушение иерархической системы. Ни того, ни другого, как мы знаем, не произошло.

Люди часто путают несколько разных вещей: политическое влияние, политический вес конкретного лица, и процедуру принятия решений. Возможно, директор ФСБ Николай Патрушев – супервлиятелен и открывает дверь в кабинет президента ногой. Допустим, с другой стороны, что Сергей Иванов имеет нулевое влияние на президента. Или наоборот, что совсем неважно. Но решение может принять только первое лицо, после того как выслушает или проигнорирует различные мнения. Военным и спецслужбистам это очевидную истину объяснять не надо. Но в большой политике и в большом бизнесе дело обстоит точно так же.

Это все — азы. Но в России между властью и огромным большинством жителей страны – пропасть. Потому даже образованные граждане (не говоря уже о так называемых "широких массах") имеют достаточно фантастические представления о том, как работает государственная машина. Именно потому, что граждане отделены от управления страной, государство в России овеяно мистикой и загадочностью. На самом деле, государственная машина не более сложна, чем автомобиль. Без санкции первого лица ликвидировать известного политэмигранта просто нереально.

На второй вопрос – было ли убийство Литвиненко в то же время и акцией устрашения Британии – я не могу ответить однозначно. Но химики говорят, что существует тысяча и один способ отравить человека, не прибегая к полонию-210. Причем в любом случае все будет шито-крыто. Но то, как это было сделано – с демонстративными следами чуть ли не по всему Лондону – очень похоже на демонстрацию силы. Это подобно расстрелу человека огнем артиллерийской батареи. Англия, как и сто, и сто пятьдесят лет назад снова стала прибежищем для беглецов из России. Это нервирует Кремль. Российское руководство вполне могло "поиграть мускулами", показать Лондону, на что оно готово в случае чего. Как это теперь модно говорить – "асимметричный ответ".

Это было не первое применение ОМП (оружия массового поражения) Путиным и его командой. Вспомним "Норд-Ост" и загадочный боевой газ, убивший заложников. Путинцы не упускают случая показать миру, как далеко они готовы зайти в применении насилия, если их власть окажется под угрозой.

Тень Литвиненко теперь будет сопровождать Путина всю жизнь и даже посмертно. Так устроена История. В ней остаются только яркие подвиги и мрачные злодейства. Все остальное просеивается как песок и развеивается как дым. Что будет вспоминаться при слове "Путин"? Обгоревшие детские тела Беслана, мучительно умирающий на глазах всего мира Литвиненко, талантливый богач Ходорковский в далекой урановой Чите, нацбол Громов, выбрасывающий из окна портрет "отца нации" и за это претерпевший такую тюремную одиссею, что под силу вынести лишь единицам. Общее во всех эпизодах – мелко-мстительный характер тирана и крупные характеры его противников.

Заметно уступая некоторым российским правителям по размаху злодейств, Путин войдет в историю все-таки злодеем. За восемь лет его правления (1999-2007 годы) не сделано ничего, что послужило бы для нации источником гордости и самоуважения – пусть не на века, но хотя бы на десятилетия. От жестокого Петра нам остался Санкт-Петербург, от еще более жестокого Сталина – победа в Войне, от взбалмошного Хрущева – первый полет человека в космос. От Путина, если смотреть по-крупному, остались только злодеяния. Больше не на чем остановиться глазу.

Ну, а вся эта насквозь фальшивая оргия "народной любви"? Да нету ее, этой любви! Есть организованная за очень большие деньги рекламная кампания по продвижению товара "Отец Нации Владимир Владимирович Путин". Жвачка "орбит" спасет вас от кариеса, а Путин спасет от "реванша олигархов" и "оранжевой чумы".

При Путине Россия вовсе не "поднялась с колен", как нам внушают рекламисты-политтехнологи, а наоборот, упала на колени – перед самым незначительным тираном в своей истории. Но далеко не вся Россия упала на колени.

Александр Литвиненко, судя по его книгам, интервью и отзывам знавших его людей, был нормальный советский мент, "сыскарь". Как и следователь Трепашкин, он не смог перешагнуть некую моральную границу, за которой разница между добром и злом стирается начисто. Система его "отсеяла", а он возмутился и восстал. Его огромная заслуга в том, что в книге "ФСБ взрывает Россию" он, вместе с соавтором Фельштинским, четко и подробно задокументировал всю историю несостоявшегося взрыва в Рязани. Все прочее в книге и в других высказываниях Литвиненко – менее убедительно и менее доказательно. Но рязанская история – неопровержима. Она дает ключ ко всем прочим "загадочным" преступлениям путинской эпохи, делает неясное ясным.

Так что свою земную задачу офицер Александр Вальтерович Литвиненко выполнил достойно.

Владимир Абель

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter