Правительство Собянина начало свою работу с критики бюджетной политики предыдущего градоначальника Юрия Лужкова. От слов новый мэр довольно быстро перешел к делу, и в скором времени он и его команда представили свое видение бюджета Москвы. Расходы значительно выросли, но выросла и доходная часть — в основном за счет запланированной продажи московского имущества.

Новый бюджет при внимательном рассмотрении вызывает неоднозначную реакцию. Первым делом Собянин обвинил своего предшественника в превращении Москвы в "глубоко дотационный регион", тогда как у столицы России имеются все ресурсы для того, чтобы выйти на полное самообеспечение. На фоне этих громких заявлений тем более удивительным выглядит тот факт, что дефицит бюджета, даже по сравнению со значительной суммой, предусмотренной в лужковской версии, вырос почти в полтора раза — со 100,8 млрд до 146,08 млрд рублей. Этому, безусловно, есть объяснение. И не одно.

Так, только на развитие транспортной инфраструктуры города, проще говоря на борьбу с пробками, новое правительство собирается потратить около 100 млрд рублей. Помимо этого предусмотрены серьезные расходы на социальную сферу, увеличение дотаций бюджетникам, поддержку малого и среднего бизнеса и прочее. Эти меры, конечно, можно назвать популистскими, направленными на формирование в сознании москвичей положительного имиджа нового мэра, а значит и федерального центра. Но, так или иначе, никто не будет спорить с тем, что эти меры были необходимы Москве, "лицу" современной, инновационной "медведевской" России, довольно давно. IPhon с пробками не сочетается.

Вообще новая версия бюджета прекрасно вписывается в столь модный сейчас тренд "оптимизации" расходов. Интересно проанализировать главный способ, с помощью которого

московский мэр предлагает увеличить доходную статью. Этот способ — продажа непрофильных активов Москвы.

Ранее предлагалось получить от приватизации 900 млн рублей. Сейчас предполагается, что доходы от нее вырастут до 13,9 млрд рублей. Правда, непонятно, что именно будут продавать в первую очередь. Активы Москвы весьма разнообразны и на первый взгляд бессистемны. Московское правительство владеет пакетами акций в 364 компаниях. Самые ценные активы — 100% Московской объединенной энергетической компании (МОЭК), 26,4% "Мосэнерго", 48% Банка Москвы, 19% Центральной топливной компании и 14,2% аэропорта Внуково. Сами чиновники признают, что они пока не в курсе, от чего им придется избавляться. "Поставлена задача продать имущества почти на 14 млрд рублей, но детально — какие именно активы можно продавать — это пока не обсуждалось", — разводит руками представитель московского департамента имущества.

Неоднозначны в своих прогнозах и эксперты. Наиболее ценные и интересные для потенциального покупателя активы, которые Москва может продать, находятся в сфере ЖКХ и транспортной отрасли, полагает экс-префект Северного округа Олег Митволь.

Бизнесмены думают несколько иначе. Один из самых неоднозначных и любопытных активов — ГУП "Столичные аптеки", утверждает директор аналитической компании Cegedim Давид Мелик-Гусейнов. Эта сеть, говорит он, "занимает около 15% от розничного фармацевтического рынка". Любопытна и причина, по которой это предприятие вызывает интерес на рынке. По мнению Мелика-Гусейнова, на данный момент ГУП "Столичные аптеки" убыточно, потому что так же, как и большинство ГУПов, выполняет чисто социальную роль — прибыль там не столь важна. Но в потенциале оно может стоить "баснословных денег". Это объясняется тем, что у аптек много зданий, в том числе в центре Москвы. Поэтому это идеальное предложение для крупной фирмы, желающей, например, открыть ритейлинговую сеть. Однако из-за дороговизны актив вряд ли будет интересно российским отраслевым игрокам, его может купить либо западный, либо портфельный инвестор, считает Мелик-Гусейнов.

Директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев считает, что Москве необходимо избавляться от долей в гостиницах. Также, по его словам, возможно, Собянин возьмет пример с федерального центра и выставит на продажу пакеты в крупных компаниях, например 25% минус 1 акция МОЭК.

Ясно одно: этот шаг — очередной "привет" Москве от федерального правительства, откуда пришел Собянин.

Одна из основополагающих черт уже упомянутого современного тренда "оптимизации" расходов — это масштабная приватизация госимущества, в том числе унитарных предприятий.

На бумаге все выглядит замечательно — "оздоровление" рынка, новые вливания в бюджет и т. д. Но на деле все оказывается далеко не так просто. Со сменой владельца, как правило, происходит и смена руководства. Естественно, что директора государственных предприятий, в большинстве своем занимающие свои посты еще чуть ли не со времен СССР, не спешат расставаться с теплым и доходным местом. Естественно, что они всячески противятся все нарастающей волне приватизации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что "на местах" приватизация госимущества прочно связана с такой печальной приметой нашего времени, как рейдерские захваты. Схем много, и мы сейчас не будем их здесь перечислять, но один факт во всех случаях остается неизменным. Муниципальные власти, будучи не в состоянии самостоятельно выполнить указ сверху о приватизации, в большинстве случаев в силу низкой лояльности руководства предприятий вынуждены прибегать к помощи сторонних коммерческих компаний. Как правило, эти фирмы изрядно поднаторели в искусстве "слияний и поглощений", поэтому все проходит без сучка, без задоринки. Но это, повторюсь, ситуация в регионах.

Как все повернется в Москве и к каким новым коррупционным скандалам это приведет, сказать сложно. Но уже сейчас с уверенностью можно заявить, что они будут.

Между тем 17 ноября правительством была одобрена масштабная федеральная программа приватизации госимущества на 2011—2013 годы. За эти три года государство планирует получить от приватизации около 1 триллиона рублей, причем большую часть — за счет продажи десяти крупных пакетов акций банков и компаний. Среди них "Совкомфлот" (50% минус одна акция), Сбербанк (7,58% минус одна акция), ВТБ (35,5% минус одна акция), Объединенная зерновая компания (100%, до 2012 года), "Росагролизинг" (50% минус одна акция, не ранее 2013 года), РЖД (25% минус одна акция, не ранее 2013 года), Россельхозбанк (25% минус одна акция, до 2015 года).

Планируется, что за пять лет доход от продажи пакетов акций госкомпаний составит порядка 1,8 триллиона рублей. Однако далеко не все они пойдут в бюджет России — около 800 миллиардов рублей планируется направить в сами компании для формирования первичных активов, отметила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Стоит отметить, что в вышеперечисленных компаниях государство не собирается полностью отказываться от контроля. Исключение составит лишь ОЗК, которая до 2012 года будет продана инвесторам полностью. Помимо упомянутых гигантов, по сообщению первого вице-премьера России Игоря Шувалова,

всего будет продано 900 компаний.

Для того чтобы справиться с задачей по акционированию такого количества компаний, потребуется труд огромного числа людей. Между тем, как уже отмечалось, далеко не всегда в регионах главы ГУПов и МУПов лояльны по отношению к местным властям, не говоря уже о федеральных. Поэтому грядущая приватизация и связанные с ней действия, похоже, еще долго будут освещаться СМИ в разделах о коррупции и скандалах.

Борис Савенков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter