Читать и слушать перепалку про допустимость русского национализма в российской политике уже так же скучно, как и про стенания светочей либерализма, распознавших, что с поддержкой на мэрских выборах "единственной альтернативы" их "развели" как детей (что перед этим они аналогично поступили со всем своими поклонниками – сконфуженное молчание).

Хочется разъяснить, в меру собственного понимания, основные понятия и назвать суть полемики. Тезисно.

Национализмом в современном мире считается учение, согласно которому каждый этнос имеет право на объединение в рамках одного политического организма и суверенный (при согласии на то – автономный) статус такого организма. Это применительно к этническому национализму.

В уже состоявшихся национальных государствах, и в тех государствах, где нация является гражданской (т.е. не построена вокруг конкретной этнической традиции), национализмом считается учение, которое требует соблюдения абсолютного приоритета национальных и государственных интересов и пользы во всех случаях, когда реализация этих интересов входит в противоречия с социокультурными ценностями более высокого порядка, например, интересов (кон)федеративного государства или же локальной цивилизационной общности (Христианская Европа, Исламский мир — Умма, Арабский мир, социалистическое содружество и т.д.). Проще говоря, когда требуется во имя выгоды нарушать принципы солидарности и морали.

Все националистические движения ставят перед собой именно эти цели. Умеренность и радикализм различаются только в стратегии их реализации и избираемой при этом тактике.

Для сравнения. Социализмом считается учение, ставящее своей целью уменьшение (до полной ликвидации из общественной жизни) рыночных отношений, частнособственнических принципов и отчуждения народа от политики (следствие партийной системы и разделения властей). Те, кто не ставят подобных целей, не являются социалистами, но "левоцентристами", популистами и проч.

Точно также все различия между социалистами заключаются в их стратегии и методах.

Любая партия не ставящая (явно либо скрытно) своей целью нарушения прав и свобод граждан, имеет право участвовать в публичной политике.

Партия, такие цели ставящая, то есть по формулировке Евросоюза, использующая демократические институты для уничтожения демократии, по той же формулировке является экстремисткой, и не может участвовать в политике. Поэтому организации соблюдающих действующую конституцию русских этнических националистов имеют полное право регистрироваться и участвовать в выборах.

Но все копья ломаются вовсе не вокруг этого.

Национальность – это не кровь. Сейчас любят рассуждать, что национальность – это идентичность. На самом деле, этнос – это накопленный исторический опыт в результате череды экзистенциальных выборов, которые данный этнос совершал. Например, одни решали вопросы: сопротивляться ли ассимиляции или, допустим, включению их страны в империю, а другие выбирали – превращаться ли из этнического государства в универсальную империю.

Этническое государство – это государство победившего этнического национализма, в котором этническая и этноконфессиональная идентичность – объект государственного внимания и поддержки.

Гражданская нация – это общность, в которой этнические переживания, точно также как и религиозные, являются лишь частным делом граждан.

Например, в русскую идентичность входят радость за победы Ивана Грозного над Казанским и Астраханским ханствами (переход Московской Руси от национальной государственности к имперской) и рассуждения о влиянии на национальный менталитет двухвекового крепостного права. Ждать подобного от носителя татарской идентичности было бы странно. Разумеется, есть русские диссиденты, убежденные, что "зря мы так с ними поступили". Есть и татары с имперской идентичностью, считающие, что "правильно они так с нами поступили". Разделение на "мы" и "они" это не снимает.

Российская Федерация может сохраниться, только если ее население ощутит себя одной единой гражданской нацией.

От народов Российской Федерации нельзя ждать такой ассимиляции, на которую готовы приезжающие в США или в страны Западной Европы. По одной элементарной причине – это не они понаехали в Россию, это Российская империя "приехала" к ним. Многие народы Российской Федерации живут на землях своих предков и искренне считают эти земли своими "странами", вошедшими в состав Русской державы.

Модно говорить, что при царизме все были "русские". Это не совсем точно. Разница между "великороссами" (основой империи), "малороссами" (вассалами империи) и "белороссами" (трофеем империи) была очевидна, хотя, действительно, официально государство считало их всех православных славян русскими.

Смысл американского "плавильного тигля" не в забвении своей идентичности, но в стремлении оставить все "скелеты" в шкафу, а исторические болячки – исключительно для переживаний за семейным столом и штудирования исторических работ разной степени мифологизированности. Именно об этом призыве оставить в Старом Свете все кровавые счеты между народами, и была знаменитая пьеса И.Зангвилла "Плавильный тигль" 1908 года, так восхитившая Теодора Рузвельта.

Ядром американской нации были белыми протестанты англосаксы (WASP). В США было очень мощное движения за то, чтобы WASP-ы считались государственноообразующей нацией. Это движение называлось Ку-клукс-клан (в обратном художественном переводе "Братский круг").

Движение сторонников доктрины "Россия – для русских" – духовный близнец ККК. Кстати говоря, тот же упор на борьбу с "этнической" (расовой) преступностью, миграцией неарийских народов, гомофобия и осуждение нью-йорских "жидо-либералов" за их навязывания толерантности.

В нашей политической системе координат ААН как-бы призвал своих сторонников сходить на куклуксклановский парад, но сам застремался позировать на фоне белых балахонов, горящих крестов и виселиц с чучелами негров. Собственно, эффект от ловкого кунштюка ААН был такой, как если бы в июле 1991 года новоизбранный президент Ельцин вступил бы в Общество "Память".

Умеренный (и даже не очень) русский национализм имеет полное конституционное право гулять стройными рядами по центру обоих столицы и выставлять кандидатов на все посты. При этом надо понимать, что исторически объективными целями этнического русского национализма в Российской Федерации (просто по определению национализма) являются:

- выделение регионов с демографическим доминирования этнических русских в общей политический организм;

- установление в этом политическом организме системы обеспечения институализированных преимуществ для этнических русских и ускоренной ассимиляции меньшинств;

- стремление к включению в этот политический организм тех территорий прилегающих государства, где этнические русские составляют либо исторически составляли большинство.

Продвижение идей умеренного русского национализма создаст для Российской Федерации такой же эффект, какой создали бы политические успехи ККК для США.

Евгений Ихлов