Причиной иска послужили действия УФРС, связанные с проведением выездной внеплановой проверки в августе 2007 года деятельности правозащитной организации и последовавшее за тем письменное предупреждение УФСР о нарушении законодательства. ЧКНС считает, что проверка была незаконной, так как за четыре месяца до этого, в апреле 2007 года, УФРСпо уже проводило плановую проверку за предшествующие три года с 2004 по 2006, и никаких нарушений выявлено не было.
После поступления предупреждения ЧКНС обратился в региональную общественную организацию "Независимый экспертно-правовой совет" и получил заключение юриста-эксперта И.Н.Пастухова, который подтвердил, что УФРС имеет право на проведение проверок не чаще одного раза в год, вне зависимости от вида осуществляемых проверок. В заключении также сказано: "Предупреждение о нарушении законодательства от 04.12.2007г. 06/22-85-ХЦ от имени руководителя УФРС в адрес ЧКНС составлено с нарушениями требований, обязательных для исполнения сотрудниками УФРС, и не может являться основанием для привлечения указаного общественного объединения или его представителя к какому-либо виду юридической ответствености.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что инициатором внеплановой проверки ЧКНС является Управление ФСБ по республике Ингушетия, которое посчитало, что информационные материалы публикуемые на сайте общественного объединения являются "экстримистскими", и "провокационными".
Следуюшее судебное разбирательство по иску назначено на 1 апреля.
Напомним, что ранее по решению судебных органов Нижнего Новгорода было ликвидировано "Общество ройссийско-чеченской дружбы", также обвиненное в экстремизме за публикации на сайте.