Купола в России кроют чистым золотом -

Чтобы чаще Господь замечал.

Владимир Высоцкий. Купола

Несмотря на постоянные утверждения Путина и его челяди, что выборы 4 марта неизбежно завершатся в первом туре голосования, у Кремля, судя по всему, появились сомнения в безграничных возможностях чуровского волшебства. Поэтому было решено поддержать земную магию божественным откровением. Руководители так называемых традиционных конфессий, естественно, не заставили себя долго ждать и, явившись по первому зову в царские палаты, не поскупились на славословие в адрес всемогущего кесаря. В слаженном хоре представителей различных ипостасей всевышнего солировал глава РПЦ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Он давно известен как блестящий проповедник и мастер владения словом (можно вспомнить передачу «Слово пастыря»), но грубая лесть при любых способностях к импровизации неизбежно превращается в плагиат. Вот, например, эта фраза: «Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович», — по своей стилистике почти полностью копирует смелую до безрассудности реплику первого министра из шварцевской сказки «Голый король»:

«Первый министр. Ваше величество! Вы знаете, что я старик честный, старик прямой. Я прямо говорю правду в глаза, даже если она неприятна. Я ведь стоял тут все время, видел, как вы, откровенно говоря, просыпаетесь, слышал, как вы, грубо говоря, смеетесь, и так далее. Позвольте вам сказать прямо, ваше величество...

Король. Говори. Ты знаешь, что я на тебя никогда не сержусь.

Первый министр. Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, по-стариковски: вы великий человек, государь!»

Но если подобные фразы можно квалифицировать как лицедейство, которым часто грешили церковные иерархи перед лицом сильных мира сего, то прозвучавшие в речи Кирилла крайне жесткие политические оценки нашей недавней истории явно выбиваются из формата традиционных отношений церкви и государства:

«1990-е годы вошли в историю под совершенно ясным, как теперь говорят, брендом – «лихие годы». А что произошло в эти «лихие годы»? Ну, в первую очередь, конечно, это полный идейный хаос, это разрушение всяких идеологических парадигм, что, с одной стороны, может быть, было и хорошо, учитывая доминанту идеологическую, которая присутствовала в жизни народа, но, с другой стороны, это таким образом раскрепостило, в том числе, инстинктивное начало людей, что идейный хаос стал сметать все. И грабеж государства, общества, разрушение экономики, политики, разрушение страны...

Я хотел бы сказать, что то, через что страна прошла в 1990-е годы, сопоставимо с другими, самыми значительными катаклизмами в истории нашей страны, со Смутой XVII века, с наполеоновским нашествием, с гитлеровской агрессией и с Гражданской войной, потому что всякий раз стоял вопрос: быть или не быть самой стране, быть или не быть народу. А если сравнивать разрушения и ущерб, который был причинен народу и экономике в течение этих 1990-х годов, то ясно, нужно подчеркнуть, что все это сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне». 

Значит грабеж государства, общества, разрушение экономики — и как в этих категориях оценивать предоставленное РПЦ право в те лихие годы беспошлинно ввозить в Россию табачные и алкогольные изделия?

Очевидно, что обличительный пафос Патриарха вольно или невольно является уничижительной критикой в адрес Бориса Ельцина. И здесь хотелось бы поинтересоваться, когда РПЦ пересмотрела свое отношение к деятельности первого президента России, которому в 2006 году к 75-летию был вручен церковный орден Святого благоверного великого князя Димитрия Донского первой степени. По статусу этого ордена, учрежденного в 2004 году Священным Синодом, им награждаются защитники Отечества. Вручая награду, Патриарх Алексий II подчеркнул, что именно в бытность Бориса Ельцина главой государства «началось повсеместное духовное возрождение России, позволившее консолидировать общество и сохранить страну». 

Насколько мне известно, митрополит Кирилл, бывший тогда уже де-факто преемником болеющего Патриарха Алексея II, ни словом не обмолвился о необоснованности присуждения Борису Ельцину столь высокой церковной награды.

И еще. Мне давно хотелось спросить, почему купола храма Христа Спасителя, построенного совсем недавно, покрылись подозрительным темным налетом, в то время как маковки старинных православных церквей продолжают переливаться на солнце золотыми отблесками? Уж не потому ли, что неизвестные вредители в лихую годину подменяли сусальное золото нитридом титана?  

Гарри Каспаров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter