Вопреки многочисленным протестам художников, искусствоведов и простых москвичей, после встречи с Лужковым и Батуриной Путин подписал распоряжение о сносе ЦДХ. По словам директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой, руководство Третьяковки получило соответствующий документ правительства России, датированный 28 ноября. В соответствии с ним, когда новое здание для музея будет построено и введено в эксплуатацию, территория, которую занимает сейчас в ЦДХ Третьяковская галерея, перейдет в собственность Москвы. В то же время Международная конфедерация союзов художников (МКСХ), также занимающая площади в здании ЦДХ, еще не получала никаких распоряжений.

Смею думать, им предложат освободить помещения безо всякой компенсации. В лучшем случае компенсация будет минимальной, несоразмерной с нынешними площадями ЦДХ. И вот почему.

Третьяковская галерея – учреждение государственное. С ее коллекцией можно проделывать какие угодно шалости, но просто так отменить ее невозможно. А МКСХ – организация общественная, да еще творческая, интеллигентская. Тут у чекистской власти другие стандарты поведения. Эти стандарты предполагают полное игнорирование мнения общественности и ее последовательную атомизацию.

Вспомним: за последние десять-пятнадцать лет интеллигенцию лишили практически всех традиционных площадок для сбора, кроме небольших клубов. Обратим, кстати, внимание и еще на одну закономерность: последовательно закрываются или уничтожаются те площадки, на которых двадцать лет назад "ковалась" демократия. Чтоб и памяти не осталось! Манежная площадь превратилась в подземный магазин – теперь то же самое хотят проделать с Пушкинской. Думаю, и на Маяковку позарятся. В клубах творческих союзов поставлены люди, не приветствующие никакой активности, кроме санкционированной свыше. Дом литераторов никогда не привечал демократов. А вот Дом кино, из правления которого давно изгнали либералов, уже несколько лет сам держит оборону от Михалкова, и я уверен, что этот "цирюльник" (не его ли предсказал Мандельштам: "Власть отвратительна, как руки брадобрея…"?) желает уничтожить свой профессиональный клуб не в последнюю очередь потому, что в нем собиралась Межрегиональная депутатская группа. Снести! Искоренить! Долгое время отдушиной был Киноцентр и особенно Музей кино: там охотно предоставляли помещения интеллигенции. Теперь и сам Клейман бездомен. Поучительная и плачевная судьба! Домжур закрылся для нас совсем недавно, пару лет назад, с разгромом "Интерньюс" и отставкой Игоря Яковенко с поста секретаря Союза журналистов. Из той же серии закрытие (кстати, руками Государственного музея изобразительных искусств) старого здания Института философии, который переедет в здание Президиума Академии наук на Ленинском проспекте, где действует жесткий пропускной режим.

Теперь вот дошла очередь до ЦДХ. Ведь непорядок! Такое большое здание в самом центре – и уже не первый год собирает всякие "ярмарки интеллектуальной литературы", "книжные фестивали" и прочие посиделки, на которых невесть кто говорит невесть что, продают невесть какие книги. Вы думаете, книги их не волнуют? Вспомните регулярные наезды на "Фаланстер".

Третьяковка-то получит свои площади, а вот с собственностью общественных организаций церемониться никто не будет. Мы помним, как совсем недавно пытались без всяких компенсаций выселить Союз журналистов из здания АПН, построенного к Олимпиаде-80 с его финансовым участием. Стоило неугодному властям Яковенко уйти в отставку, как требования о переезде утихли.

Что будет вместо ЦДХ? На этот вопрос легко ответить, если вспомнить, какие культурные объекты создали в Москве за последнее время.

Во-первых, Центр современного искусства "Гараж" во главе с крупным куратором наших дней Дарьей Жуковой. В жертву фаворитке председатель попечительского совета Федерации еврейских общин России Роман Абрамович принес планировавшийся, да так и не открывшийся Российский еврейский музей, для которого были собраны тысячи экспонатов и который собирались разместить именно в Бахметьевском гараже. Разумеется, за контент и посетителей "Гаража" власти спокойны. Во-вторых, "Барвиха Luxury Village". Именно там, среди своих, "рублевские" наслаждаются музыкой и театром. Там уж тоже, конечно, ничего непредвиденного не случится. В-третьих, укажем и на замечательную галерею "Наши художники", находящуюся на 19-м километре Рублево-Успенского шоссе (адрес более чем красноречив, как и название). Частная галерея, расположенная в трехэтажном кирпичном доме, проводит роскошные выставки, на которые дают работы из своих собраний ведущие музеи России, та же Третьяковка. Излишне говорить о том, для какой публики предназначены эти изыски. Кстати, именно эта галерея год назад за 37 миллионов рублей купила живописное творение Путина "Узор". Теперь-то мы можем оценить проницательность покупателей: ведь Путин – не просто "наш художник", а лучший друг всех художников!

И на Крымском валу вместо ЦДХ в лучшем случае воздвигнут нечто аналогичное, гламурно-олигархическое.

Скорее всего, Союз художников приобретет высочайшую опеку в лице так называемых "частных инвесторов" – и будет от них всецело зависеть, прежде всего содержательно. А то вон сделали "Винзавод", а там не все спокойно. Туда, например, проник подозрительный "Фаланстер", открыл свой филиал. Думается, неслучайно уже полгода циркулируют слухи о том, что "Винзавод" перепрофилируют обратно – по прямому назначению.

Намерение снести ЦДХ имеет ярко выраженный узкоклассовый характер: нувориши уже хотят диктовать свою волю всюду, контролировать все. А нас, интеллигенцию, загоняют в гетто. Клубы ОГИ на 50 мест да неуютные выстуженные цеха "Проекта Фабрика" – вот сегодня отмеренный нам удел.

Не время обсуждать достоинства и недостатки существующего здания ЦДХ. Дело вовсе не в них. Это весьма обжитое, функциональное, крепкое и, по современным архитектурным меркам, далеко не старое здание, построенное всего-то тридцать лет назад (напомню: в Москве до сих пор не выполнена программа сноса хрущевских пятиэтажек). И, что немаловажно, знакомое и дорогое многим из нас.

Cпор вокруг ЦДХ носит политический характер, пора это понять. Это наш последний рубеж.

Особое сладострастие Путина – ломать через колено – известно. Для него, носителя языческой, ордынской традиции, власть сильна именно тогда, когда не нуждается ни в каком общественном мнении, открыто и нарочито им пренебрегает. Демонстративно подписанное распоряжение о сносе ЦДХ – это еще один плевок Путина в лицо всей отечественной культуре, всей – кроме той, что кормится из рук Натана Дубовицкого и потому, утратив достоинство, культурой уже не является. Ведь не секрет, что за последние пятнадцать лет значимость площадки ЦДХ далеко вышла за рамки Союза художников, на ней происходило немало литературных и музыкальных событий. Теперь это все исчезнет: в центре Москвы негде будет проводить "Non-fiction", книжные фестивали, альтернативные кинопоказы и концерты, множество небольших, но значительных выставок. Негде – и в этом цель путинского распоряжения.

Что можем сделать мы?

Сейчас господствует пораженческое настроение: мол, Путин решил – сопротивляться бесполезно. Это неправильно. Надо бороться. Только наша программа должна быть больше, нежели охрана ЦДХ. Надо бороться не только за отмену решения правительства, но и за смену его главы. Мы должны вернуться к актуальным лозунгам последних лет, мы должны добиться отставки тех, кто покушается на культурную среду Москвы и страны, – Путина и Лужкова.

Враги культуры плюнули нам в лицо. Хватит утираться. Нас много: плюнем в ответ. Они потонут в нашем плевке.

Должно подняться все художественное, музыкальное и издательское сообщество – все те, для кого ЦДХ что-то значит. Мы должны излить на этих негодяев фиал гнева. Мы должны растворить их имена в кислоте презрения. Креативных усилий издательств, художников, музыкантов, писателей, блогеров должно хватить, чтобы разбойники, захватившие власть в нашей стране, наконец исчезли.

По крайней мере, из политики.

Путина и Лужкова – под снос!

Михаил Дзюбенко

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter